Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бесы

Федор Михайлович Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2025 г.

    А можно ль веровать в беса, не веруя в бога?

    «Бесы» Фёдора Михайловича Достоевского - шестой роман, где автор объединил в один сюжет две свои идеи:

    - рассказать о великом грешнике, которому в праздном сладострастии опостылела вся его жизнь, нагнетаемая и давящая виной и покаянием ... А покаялся ли он? Уверовал ли он в то, что пытался исцелить в себе эту вину?

    - А также, жизненно важный и личный для Достоевского факт отношения его самого к революции, который очень тесно перемежается с фактом дела Сергея Нечаева, революционера-нигилиста.

    Сам сюжет очень хорошо показывает и описывает нам идейность наших персонажей, то как эта идея может заразить, вести за собой, идя по головам, как вкладывают идею в головы простому народу, объединяя их общем делом. У каждого героя видится слепое следование этой идеи, её воплощения и это поражает!

    Я еще раз повторюсь, что, наверное, без какой-либо дополнительной информации, я бы не смогла и половины понять в сюжете: насколько сам был причастен Достоевский к революции, какие последствия были после, как разворачивалось даже само дело Нечаева, о чём сожалел сам автор и скорее всего, поэтому и решил воплотить все свои думы и переживания в "Бесах", вкладывая в уста каждого из персонажей свои мысли.

    Если говорить в общем, то «Бесы» - это масштабное, многогранное полотно-трагедия, которая начинается довольно забавно, вроде бы даже безобидно, да немного будет подзатянуто, правда, автор буквально разжёвывает всё, каждого героя, но потом, всё как мы любим: та самая мрачность, безысходность положения, трагичность предстоящих событий и прошлого героев, которое вкупе обдает вас еще и философскими разговорами о Боге, политико-общественном положении, о русском народе, которыми правит идейность!

    Ну и самое лакомое у  Достоевского - это настолько полные и пугающие образы его персонажей, конечно, будем говорить о Верховенском и Ставрогине, о двух главных бесах этого романа. Психологические портреты именно этих двух персонажей берут читателя за яйца в самом прямом смысле этого слова!

    - Пётр Верховенский - человек, проникнувшийся идеями нигилизма, наделенный сильной напористостью, умом. Человек, который превосходно манипулирует людьми, по чайной ложке вкладывая в головы простого люда, страшные мысли и идея, подминая под себя, выворачивая все ситуации для себя в самом выгодном свете, заставляя фанатично следовать за каждым его шагом. Это ужасно! Ужасно настолько, насколько можно, так как показан далеко даже не человек, а паук, идущий медленно, но верно к своей цели ... по головам, перешагивая через каждого
    ... Он, как мор, который проникает в маленький городок и заражает каждого, а если ты пытаешься противостоять ему, бойся ...

    - Николай Ставрогин - мятущаяся душа, которая не может уже более быть удовлетворена в жизни. Душа, в которой живут такие же "бесы", как и Верховенском. Он не живёт, он просто существует на протяжении всего романа, ибо этот человек больше не способен на жизнь. Ты стойко ощущаешь его присутствие, если даже его нет на страницах романа, ты его чувствуешь, чувствуешь его некое влияние, его нагнетание, его шизофреническое и больное состояние ума. Да что говорить, при одном описании взгляда, ты понимаешь, что этот человек пуст, он не способен чувствовать ... А узнав его историю, понимаешь насколько он может быть еще хуже того же самого Верховенского, который себя совершенно искренне признаёт еще тем "бесом" во плоти ...

    Каждый персонаж этого романа - это неприкаянная душа, а если говорить точнее, каждая душа, в которой поселились "бесы" и как с ними бороться выбирает каждый сам.

    «Бесы» - роман-предсказание, предостережение, роман, который буквально кричит во все стороны, чтобы его услышали. Роман, который слишком хорошо показывает лихорадку страны, находящуюся на грани катастрофы и как любая идея может порой иметь разрушительную силу ...



    8
    184