Рецензия на книгу
Узорный покров
Сомерсет Моэм
Deuteronomium29 апреля 2025 г.Что за странный выверт человеческого сердца — презирать человека за то, что он тебя любит?
Сомерсет Моэм. Фигура в английской литературе заметная, можно сказать, мастодонт первой половины XX века. Его имя сразу вызывает ассоциации с крепко сбитыми сюжетами и очень уж точным, почти беспощадным взглядом на людей. Чем он так цепляет? Да тем, что умел как никто другой заглянуть в самые темные уголки души, вытащить на свет божий то, что мы сами в себе не всегда хотим видеть. Не зря говорят, что его врачебное прошлое наложило отпечаток: перо у него острое, как скальпель хирурга, он вскрывает человеческие мотивы без лишних сантиментов, но с поразительным пониманием. Роман погружает нас в историю одной женщины, Китти, и ее непростого пути от легкомысленной бабочки до человека, познавшего горькую правду жизни. Это книга об ошибках, расплате и мучительном поиске себя там, где меньше всего этого ожидаешь.
Это история о том, как жизнь может заставить человека круто измениться, пройти через огонь, воду и медные трубы. Главная героиня, Китти, барышня из лондонского общества, красивая, избалованная, но, скажем прямо, довольно пустая. Выскакивает замуж без особой любви за Уолтера Фэйна, умного, но тихого и не слишком обаятельного врача-бактериолога. Уезжает с ним в Гонконг, и там, умирая от скуки и тоски по блестящей светской жизни, заводит интрижку. Ее избранник — видный мужчина Чарли Таунсенд, помощник губернатора, само обаяние, но, как водится, не самый надежный человек. Когда обманутый муж все узнает, он не скандалит, а действует холодно и расчетливо. Он ставит Китти ультиматум: или она едет с ним в глухую китайскую провинцию, где бушует холера, и он будет бороться с эпидемией, или он разводится, устроив такой шум, что и ей, и ее любовнику мало не покажется. Китти, понимая, что любовник ее спасать не бросится, выбирает меньшее, как ей кажется, зло — поездку навстречу смерти. И вот там, в грязи, страхе и горе, среди чужих страданий, и начинается ее настоящее, болезненное взросление. Главная борьба разворачивается не снаружи, а внутри самой Китти: ей приходится сражаться со своим страхом, стыдом, прошлой пустотой и медленно, шаг за шагом, открывать для себя другую жизнь и себя другую. А внешние события (муж, болезнь, чужая культура) лишь подстегивают эту внутреннюю бурю.
Главный посыл автора: настоящая мудрость и понимание жизни часто приходят только через испытания и потерю розовых очков. Автор очень честно показывает, как погоня за удовольствиями и пустое прожигание жизни могут завести в тупик, а то и к трагедии. Китти, порхавшая по жизни беззаботно, словно мотылек, обжигается и падает в самую гущу неприглядной реальности. Моэм не верит в чудесные превращения за одну ночь; путь Китти — это тяжелая, выстраданная работа над собой, к которой ее подтолкнули обстоятельства. При этом Моэм безжалостно показывает всю фальшь и лицемерие того самого «высшего света», где красивая обертка и положение в обществе ценятся куда выше честности и душевных качеств. Ну и конечно, это роман о том, что брак и любовь — нечто более запутанное, чем кажется, и счастливый финал в стиле сказки тут не гарантирован.
«Китти» или «Узорный покров»? Если называть роман «Китти», то акцент сразу смещается на героиню. Это ее личная история, ее взлеты (которых мало) и падения (которых много), ее трансформация. Весь фокус на ней, ее переживаниях, ошибках. Чаще книгу переводят как «Узорный покров» («The Painted Veil»). Это цитата из стихотворения Шелли, и она намекает на красивый, но обманчивый занавес, который люди называют жизнью, и за которым скрывается нечто совсем иное, порой страшное, порой — простое и настоящее. Это название более метафорично, оно говорит об иллюзиях, которые приходится срывать. Оба названия по-своему верны, но фокус на Китти делает историю более личной.
Китти поначалу может здорово раздражать своей глупостью и эгоизмом, а Уолтер надетыми рогами оленя. Но в этом и сила Моэма: он показывает людей без прикрас, такими, какие они есть. Роман затягивает постепенно, но крепко. И к концу ты уже не осуждаешь однозначно героев, а пытаешься понять, почему они такие, что их толкнуло на те или иные поступки. Это пронзительный роман о том, как трудно бывает заплатить за свои ошибки и возможно ли вообще измениться по-настоящему. Он оставляет после себя долгое, чуть горьковатое послевкусие и много вопросов к себе. Определенно стоит прочитать.
13230