Рецензия на книгу
Ночь в Лиссабоне
Эрих Мария Ремарк
Olga_April28 апреля 2025 г.Лирика на фоне драмы. Исповедь случайному встречному. И время, которого почти нет.
Лирика на фоне драмы. Исповедь случайному встречному. И время, когда угасающего партнёра «отпрашивают» из цепких лап смерти.
Я впервые читала Ремарка и убедилась, что просто мировой трагедии ему недостаточно.
Иногда мне казалось, он думал: война? Что ж, маловато будет. Сделаю на фоне всеобщей боли и безумия вам ещё больнее.
Заставлю физически умирать героев вне боевых действий. Покажу безысходность и отчаяние, когда ты не в силах помочь близкому.
И с каждой страницей отсчёт маятника жизни будет звучать всё громче, будто корявая ветка скрежещет о стекло или пенопласт скрипит о его поверхность.
Больно. Обречённо. Самоотверженно.
Здесь процветает фашизм и превосходство над своим же. Здесь отбитые сторонники фюрера и пытки с усмешкой. Здесь на фоне горечи отважно трепещет любовь.
Большинство читателей восхищаются Шварцем. И, правда ведь, есть из-за чего. Ни липкий страх погони, ни пытки, ни сомнения не вынудили его отречься от любимой. Чтобы после жить с зияющей дырой в груди…
Но куда отважнее оказалась здесь она — Хелен — жена вынужденного эмигранта, сестра приспешника фюрера, женщина, которая попыталась жить громко!
Незаконно сбежать с возлюбленным лишь бы сбросить оковы семейно-политического режима? Да.
Стать узницей лагеря, но ощущать себя свободной от своей обезумевшей страны? Да.
Смириться с неизбежностью смерти, но существовать ярко, со всей страстью и пылким желанием просто быть? Тысячу раз да.
И всё по тому, что оказаться в клетке мнимой безопасности — куда страшнее.
История одной ночи… Но какая! В ней рождается и умирает надежда. В ней спасение становится началом конца. В ней обмениваются паспортами, чтобы выжить. И срастаются судьбами, теряя чёткие границы между собой и тем, кто даровал тебе возможность спастись.
344