Рецензия на книгу
Чужое лицо
Кобо Абэ
lilya_vel27 апреля 2025 г.В поисках зеркала
Прочитала Чужое лицо Кобо Абэ, и на этом автор получает мое категорическое признание и почитание, как мастер экзистенциализма. Книга рассказывает об ученом, который в результате несчастного случая в лаборатории, сильно повреждает лицо. Настолько, что вынужден полностью обматывать его бинтами, оставляя только щелочки для глаз и рта. Это отдаляет его от мира, от людей. Он больше не способен заводить связи и поддерживать старые, он теряет близость с женой. Идея создать маску, полностью не отличимую от настоящего лица, становится его целью и способом восстановить тропинку к людям и к любимой женщине. Вот только, что если человек в маске и человек без маски - это две разные личности?
Весь роман построен как записи героя, обращённые к жене. Дневник его метаморфозы. Темы книги глубоко исследуют природу личной идентичности и отчуждения, но это не просто аллегория изоляции, а в настоящий психологический кошмар. В шутку я описываю эту книгу "как если бы фильм Маска с Джимом Керри был экзистенциальным триллером".
Диссоциация
Всё очень напоминает диссоциативное расстройство личности в мягкой литературно-психологической форме. Он испытывает разрыв между собой прежним и нынешним. Он создает новую маску — и вместе с ней новую личность, почти самостоятельную, со своими желаниями, импульсами, агрессией. Периодически "разговаривает" с этой маской, описывает её не как часть себя, а как отдельное существо, с которым можно вступить в союз или борьбу. Маска для него способ разрушить барьеры, в ней он испытывает странное чувство свободы и тяги к нарушению границ. Но Абэ не делает из героя "психиатрического пациента" в прямом смысле. Он показывает это состояние метафорически.
Стадия зеркала
Очень интересно всё это можно соотнести с лакановской теорией стадии зеркала и тем, как это усиливает ощущение диссоциации у героя. Жак Лакан — французский психоаналитик, который предложил концепцию "стадии зеркала" как ключевой момент в формировании человеческого «я». Эта теория описывает образование Я посредством процесса идентификации с собственным отражённым образом. В романе Кобо Абе герой утрачивает лицо — то самое отражение, через которое он определяет себя перед другими людьми и самим собой. Его «Я» разрушено, расколото: он больше не может воспринимать себя как целостную личность. Маска, которую он создаёт — это новая попытка обрести зеркало, новый внешний образ, в который он мог бы поверить. Но вместо этого маска становится самостоятельным субъектом.
По Лакану человек никогда не полностью совпадает с собой. И Кобо Абэ, через судьбу своего героя, показывает трагедию, когда эта обычная человеческая дистанция между внутренним "я" и внешним образом становится абсолютно невыносимой.
"Тебе нужна не я - тебе нужно зеркало. Любой чужой человек для тебя не более чем зеркало с твоим отражением. Я не хочу возвращаться в эту пустыню зеркал"- пишет в ответом письме жена героя, она находит ключевую причину отчуждения мужа.
Это экзистенциальный кризис, в котором герой стремится обрести целостность и смысл через внешние отражения (маска, жена). Но эта стратегия не ведёт к подлинному восстановлению: вместо того, чтобы найти своё истинное «я», герой теряет себя в бесконечном поиске, лабиринте, который основан на иллюзии. Герой потерял способ существовать в отношениях с другими людьми, он теряет саму основу для подлинных связей.
Дневниковая форма романа тоже сама по себе интересна. Это что-то вроде архива внутренних изменений, сотканный из фрагментов, комментариев и рефлексии. Интересно, как герой редактирует свои же рукописи, постоянно объясняя себя — себе же. В итоге это не послание жене, а монолог страшной замкнутости. Ответное письмо жены — один из кульминационных моментов истории, который проливает свет на то, как не внешнее уродство стало причиной разрыва, а некие глубинные внутренние изменения героя. Он во многом сам выбрал отчуждение и одиночество, сам исполнил свою мрачную судьбу. Пропитавшись ненавистью к обществу, он обвинял общество в ненависти к себе.
«Чужое лицо» — это история о несостоявшемся преодолении, о том, как гадкий утенок в конце концов не становится прекрасным лебедем.
19274