Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
TatsianaK25 апреля 2025 г."Я душу дьяволу продам за ночь с тобой"
Странно, но ценить, как следует, это произведение я стала уже после того, как прочитала его. Причем, с каждым днем для меня эта ценность все возрастала. Что же такого примечательного в этой книге? Да много чего. Вот именно то, что много чего, и примечательно. Понятия не имею, как эту кладезь человеческой души можно поставить на сцене. Ведь на 554 страницах автор просто душу изливает буквально на все темы. Не зря у произведения такое название. Да, изначально может показаться, что за основной цепочкой можно прочесть чуть ли не на 50 страницах лишь описание вида с высоты птичьего полета, который открывается, когда стоишь на самой высокой точке Собора. Так покажется, ибо это огромный кусок в книге. Но на деле за основной линией сюжета скрыто многое: и безжалостность народа, и тупость правосудия, и глупость и боязнь за себя самое короля, и нелепость французских законов, и несправедливость в распределении земель. И все это скользит между строк. Я уж молчу про более глобальные вещи, хотя бы про то, что хотел показать автор, что мы должны вынести из всей истории.
А что вынесешь из истории бедной девушки, которую сначала украли, когда она была маленькой у любящей матушки, которая потом влюбилась в человека, который просто хотел ее тело, и в которую затем беспамятно влюбился старик-священник и урод Квазимодо? За свою красоту она поплатилась таким несчастьем. Эта любовь, эта огромная неразделенная ни с кем любовь погубила не только ее, а еще и ее мать, обоих влюбленных, кучу бездомных бродяг и что самое печальное для меня – самое веселое лицо всей этой повести – Жеана Мельника. Даже не видя его, я была в него чуть ли не влюблена. Вот такие парни для меня идеал 16-летнего мальчугана. Именно такие. И внешне, и повадками.
Примечательно и название произведения – рок. Три буквы, а столько смысла. И то, что именно из этих букв и началось такое огромное и, самое главное, ёмкое произведение, поразило сразу. Причем, об этих буквах автор впоследствии еще и напоминает. Да, когда читала книгу, я не осознавала, насколько она хороша. А теперь, когда вспоминаю прочитанные эпизоды, мне кажется, что я там была, что я сама все это видела и стояла за спиной у действующих лиц.
И да, момент про умирающее зодчество мне тоже понравился. И запомнился. Может, потому что он действительно глубоко тревожил автора, который даже в конце произведения упомянул о нем. А может, просто здесь крик души был наиболее громким.
Мне кажется, что после прочтения именно этой книги я согласна, что классику должны читать все. Достойны ли называться классикой некоторые книги, которые ей называются – это другой вопрос. Но «Собор Парижской Богоматери», безусловно, не входит в их число. Замечательное произведение, с прекрасным концом, с превосходным первым и вторым смыслом – дааалеко не у каждого получится так совместить эти две эпостасьи без ущерба для произведения. У Гюго получилось. Повторюсь, но «Собор Парижской Богоматери» - Великая книга. И да, с большой буквы. 10 ему. Впервые, среди моих оценок.698