Рецензия на книгу
Натан-Мудрец
Готгольд Эфраим Лессинг
Аноним25 апреля 2025 г.Пьеса классика немецкой драматургии написана в конце XVIII века, и впервые поставлена Гете и Шиллером в 1801 году. Гете писал о ней:
Пусть же известный рассказ, счастливо представленный напоминает немецкой публике на вечные времена, что ее призывают в театр не для того только, чтобы смотреть, но также чтобы слушать и воспринимать. Пусть вместе с тем высказанное в ней чувство терпимости и сожаления навсегда останется народам священным и дорогимДействие происходит в Иерусалиме времен крестовых походов. Рыцарь-храмовник, пришедший на Восток с огнем и мечом, оказывается помилован султаном Саладином, и между делом спасает из пожара дочь иудея Натана. Дальше нас ждут загадки: почему помилован? Отчего избегает благодарности, хотя вынужден питаться одними финиками? Может, он и не человек вовсе, ангел - подсказывает благочестивая христианка Дайя?
Сюжет развивается по канонам классической драмы с нежданными открытиями и поучительной развязкой. Очевидно, Лессинга больше волновали его современники: пьеса писалась, когда он уже не мог выступать как просветитель, попав под цензуру ортодоксального пастора и герцога Брауншвейского. Поэтому его Иерусалим весьма условен, а Натан и Саладин в противоположность папскому наместнику кажутся нереалистично-идеализированными. Также в моем случае восточному колориту не повезло с переводом, вероятно, 1920х годов. Малелюки и казначей разговаривают с султаном запанибрата, а рыцарь вдруг сравнит религии с партиями...
При всем этом идея пьесы звучит удивительно злободневно. Есть современный роман Теракт, тоже о Иерусалиме; прочтя его, я решила, что нас учат подозревать жену коллеги другой веры/народности в том, что в название. А Лессинг давным давно своими Натанами и Саладинами сказал о совершенно противоположном!
Храмовник
Я признаюсь,
Вы знаете, как думать надлежит
Храмовникам.
Натан
Храмовникам? И только?
И только потому, что их уставом
Так думать им положено? Я знаю,
Как думают души высокой люди;
Я знаю, что родят на свет все страны
Таких людей.
Храмовник
Но все-таки с известным
Различием?
Натан
Конечно: в цвете кожи,
В наружности, в одежде.
Храмовник
И в одной
Стране побольше их, в другой поменьше.
Натан
О, в этом-то уж разница пустая!
Кто больше сам, тому и места больше.Так пишет Франц Меринг в Истории Германии
2147