Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Натан-Мудрец

Готгольд Эфраим Лессинг

  • Аватар пользователя
    Аноним25 апреля 2025 г.

    Пьеса классика немецкой драматургии написана в конце XVIII века, и впервые поставлена Гете и Шиллером в 1801 году. Гете писал о ней:


    Пусть же известный рассказ, счастливо представленный напоминает немецкой публике на вечные времена, что ее призывают в театр не для того только, чтобы смотреть, но также чтобы слушать и воспринимать. Пусть вместе с тем высказанное в ней чувство терпимости и сожаления навсегда останется народам священным и дорогим

    Действие происходит в Иерусалиме времен крестовых походов. Рыцарь-храмовник, пришедший на Восток с огнем и мечом, оказывается помилован султаном Саладином, и между делом спасает из пожара дочь иудея Натана. Дальше нас ждут загадки: почему помилован? Отчего избегает благодарности, хотя вынужден питаться одними финиками? Может, он и не человек вовсе, ангел - подсказывает благочестивая христианка Дайя?

    Сюжет развивается по канонам классической драмы с нежданными открытиями и поучительной развязкой. Очевидно, Лессинга больше волновали его современники: пьеса писалась, когда он уже не мог выступать как просветитель, попав под цензуру ортодоксального пастора и герцога Брауншвейского. Поэтому его Иерусалим весьма условен, а Натан и Саладин в противоположность папскому наместнику кажутся нереалистично-идеализированными. Также в моем случае восточному колориту не повезло с переводом, вероятно, 1920х годов. Малелюки и казначей разговаривают с султаном запанибрата, а рыцарь вдруг сравнит религии с партиями...
    При всем этом идея пьесы звучит удивительно злободневно. Есть современный роман Теракт, тоже о Иерусалиме; прочтя его, я решила, что нас учат подозревать жену коллеги другой веры/народности в том, что в название. А Лессинг давным давно своими Натанами и Саладинами сказал о совершенно противоположном!


    Храмовник
    Я признаюсь,
    Вы знаете, как думать надлежит
    Храмовникам.
    Натан
    Храмовникам? И только?
    И только потому, что их уставом
    Так думать им положено? Я знаю,
    Как думают души высокой люди;
    Я знаю, что родят на свет все страны
    Таких людей.
    Храмовник
    Но все-таки с известным
    Различием?
    Натан
    Конечно: в цвете кожи,
    В наружности, в одежде.
    Храмовник
    И в одной
    Стране побольше их, в другой поменьше.
    Натан
    О, в этом-то уж разница пустая!
    Кто больше сам, тому и места больше.

    Так пишет Франц Меринг в Истории Германии

    2
    147