Рецензия на книгу
Сара Бернар
Софи-Од Пикон
Аноним23 апреля 2025 г.Сара и ее биограф
Если жизнь похожа на авантюрный роман, то каким получится жизнеописание? Софи-Од Пикон с ненаучным азартом поддается темпераменту и эксцентричности своей героини. И создает биографию «Сара Бернар». Оригинал относительно свежий (2010 год), но в переводе Н.А. Светловидовой он стилистически старомоден и экзальтирован, как источники, которыми пользовалась исследовательница.
Как водится, повествование начинается с рождения и тянется вплоть до патетического угасания на руках у сына Сары Бернар. Биография вмещает в себя очень подробную фактологию всех приключений героини, ее семейных, деловых, любовных связей, образа жизни. И это не скупое перечисление, а попытка оправдать замашки куртизанки и защитить ее память от предопределенности мужского мира, эксплуатировавшего гений актрисы.
А, собственно, ее театральному гению в книге отведено не так много места. И, конечно, самые интересные страницы относятся к последним годам жизни, когда Бернар основала собственный театр и меняла представления о традициях и нормах искусства. Надо сказать, что ее скандальное поведение в молодости вызывало гораздо больше шума, чем мужские роли, которые, если верить Пикон, не просто составили историю, но и убедили подавляющее большинство современников.
В рассказе Софи-Од Пикон остается на уровне историчности, не рассуждая о том, как искусство Сары Бернар меняло театр. Здесь читатель может судить о предмете только по обильным цитатам ее современников. Зато проникнуть в характер своей героини автор пытается на всем протяжении книги. Объяснить ее причуды детскими травмами и впечатлениями, превознести общественное влияние Бернар на фоне ключевых событий истории Франции. С предубеждением она относится к тем, кто встречал актрису в иных землях – в Европе и за Атлантикой, как будто не смогли в полной мере оценить выдающийся масштаб личности.
После довольно осторожного перечисления событий трудного карьерного пути и взбалмошной светской жизни, Пикон неприкрыто восхищается патриотизмом Бернар в годы Первой мировой войны и с патетической завороженностью смотрит на последние выступления, когда актриса уже лишилась ноги. Иногда чувство факта подводит Пикон, когда она приписывает «Фрёкен Жюли» перу Генрика Ибсена.
Автор попыталась подвести итог: «Мир Сары Бернар направлен против условностей, он поддерживается скандальной репутацией этой личности, олицетворявшей эмансипацию и женскую независимость, репутацией решительной и победоносной деловой женщины, навсегда окруженной ореолом роковой соблазнительницы». Но соблазнительница, влюбленная в себя в искусстве, в ее же тексте победила независимую и деловую женщину.
1596