Рецензия на книгу
Semiosis
Sue Burke
Аноним22 апреля 2025 г.Принуждение к дружбе
В последнее время мне как-то везёт на книги про космическую экспансию, и "Семиозис" определённо встала среди них довольно высоко. Несмотря на то, что я изначально смотрела на роман с подозрением: экофантастика от меня скорее далека, я не особенно люблю ни всяческий вот этот биопанк с симбиотическими отношениями, ни растения вообще, ни тему освоения далёких и загадочных миров, если в неё не напихали под завязку сложных технических решений и парочку ИИ на сдачу.
Но это оказалось действительно странным, но по-хорошему странным опытом. Необычным. Что-то столь же своеобразное в манере подачи я читала у Макуоли, где тоже большой упор был на всяческие биотехнологии, просто на искусственные. Тут же автор предлагает посмотреть на цивилизацию, которая пытается вписаться в новый мир, сохранив его нетронутым, потому что с Землёй вышло очень плохо.Ядро сюжета очень простое: Земля (в очередной раз) собирается схлопнуться благодаря деятельности человека, так что человечество решает, что чинить как-то сложно, долго, дорого и вообще, поэтому решает на всякий случай отправить кого-нибудь куда-нибудь в космическую даль. Вдруг там, у специально отобранных посланников имени всей цивилизации, получится лучше.
У меня, конечно, на описании этого отправления в лучшую жизнь возникла гора вопросов, потому что колония с таким уровнем технического обеспечения и психологической подготовки как будто выжить вообще могла только чудом, ну да ладно. Возможно, если бы у Земли было больше времени, и они бы собрали миссию не из веток и надежд на лучшее, а из нормальных материалов, колонизаторы уже никуда бы не полетели, а та сверх-наивная конституция, на которую они всё время ссылаются, стала бы надгробной речью.
Тут, по крайней мере, завезли хоть каких-то специалистов, а не просто кого попало, и мир исследовали. Уже охотнее верится в то, что они правда прилетели с разумной целью, а не просто "чтоб был сюжет".Какое-то время колонисты именно что выживают, потом становится немного проще, потом они и вовсе понимают правила Мира. Да, растения будут их использовать, но этом можно сделать обоюдополезным.
Определяющее слово романа - мутуализм.Книга разделена на крупные части, где повествование каждый раз ведётся от представителя какого-то из поколений колонистов; внутри они ещё раздроблены на эдакие микро-главы, и временами в качестве источника фокала врывается внезапный разумный бамбук. Очень странно, но читается с любопытством, не без этого.
Повествование представляет собой скорее историческую хронику, причём иногда наслаивающуюся друг на друга несколькими кругами, когда драму основания колонии пересказывают по десятому разу поколение за поколением. С одной стороны, тут вроде иногда попадается какое-то включение о роли личности в истории, но с другой - в основном складывается впечатление, что вектор развития в целом был задан давно, и с тех пор колония просто растёт туда, куда может.
Да, человечество не рассчитывало на то, что оно не будет тут самым умным, но в чём человечеству никогда нельзя было отказать, так это в умении приспосабливаться. Год за годом, чужеродный земной примат упорно цепляется за местную почву, и если для этого надо подружиться с радужным бамбуком, убедить снежную лиану в её избранности или тыкать острой палкой в псевдоразумных орлов - он так и сделает.История здесь очень социальная, большой упор повествования сделан на сложные, иногда - мучительно сложные, отношения между персонажами в разных сочетаниях: дети и родители, мужчины и женщины, родственники и соседи, вот это всё. Странность окружения порождает странность социальных институтов, чужеродность среды и её влияние порождают очень особые формы взаимодействия, от явной, внешней демонстрации принадлежности к поколению, которая является обязанностью, до детей, которые с общественного согласия зачаты от очень небольшого числа фертильных мужчин.
Интересно, кстати, что автор прописала именно так: троп бесплодия в рамках другой экосистемы при колонизации в фантастике чаще встречался мне для женщин, как, например, у Штерна было.Самое главное - умудриться пережить первую главу, где изначальное поколение колонистов проявляет настолько удивительный уровень неподготовленности, абсолютной глупости и отсутствия базовых навыков взаимодействия, что я несколько раз подумывала бросить, уже почти уверившись, что под видом номинанта на все возможные разом премии мне опять подсунули унылый социальный роман про угнетающее угнетение угнетённых.
К счастью, это быстро заканчивается, угнетённые (кто бы мог подумать) сами оказываются не против побыть угнетателями кого-нибудь помладше и послабее, за что внезапно получают по зубам, и дальше весь этот флёр преклонения перед выдуманным идеалом утопического государства умирает сам собой, уступая место необходимости выживать в совершенно непредсказуемых условиях.Где-то в последней трети стекловары, предыдущие, до-человеческие пришельцы в Мир, прежде смутно маячившие на горизонте призрачными воспоминаниями, становятся из полузабытой сказки вполне себе реальностью, вдобавок, удивительно склочной, и в более-менее устоявшейся системе из "растения и люди" всё опять рушится, потому что бамбук хочет включить ещё больше бегающих животных в свою орбиту, ведь это приятно и полезно, но бегающие животные агрессивно сопротивляются.
Вообще ветка со стекловарами самая, пожалуй, эмоционально напряжённая и полная загадок, которые так к финалу и не раскрываются. Земляне только знают, что когда-то эта цивилизация была высокоразвитой, однако ни в их городе, ни в обширной корневой памяти Стивленда нет объяснения, почему они вдруг всё бросили и стремительно деградировали. Вероятно, эта тайна отложена на второй том, потому что она выглядит настолько масштабно, что ей можно посвятить страниц не меньше, чем общению с бамбуком.А бамбук тут треплется с завидной регулярностью и посрамил бы в своём желании общаться любого самого отчаянного человеческого экстраверта, даром, что у него для этого в принципе не должно быть никаких органов. Как разумное - и, возможно, самое разумное в этом Мире, если использовать количественную оценку, - существо, способное к самоулучшению в реальном времени, бамбук просто отращивает себе всё, что он придумал, за пару дней, и тут же начинает этим пользоваться. Плоды правды? Снотворное? Корень юмора? Сигнальные цветы?
Да легко.Сеттинг мира немного напомнил ту странноватую фантастику Олдиса, где растения уже домутировали до активного передвижения для охоты и отращивания глаз, только в "Семиозисе" они изначально были доминантной формой жизни, а потому продвинулись по пути эволюции значительно дальше, приспособив поведение фауны под свои нужды. Описанный мир яркий, странный и абсолютно чужеродный, что прекрасно считывается - даже несмотря на то, что люди пытаются дать незнакомым вещам унаследованные земные названия. Но даже если плоды в чём-то напоминают ананасы, а животные - котов, они другие, и об этом не получается забыть ни у персонажей, ни у читателя.
Берк интересно показывает богатый внутренний мир растений, который в самом своём основании закономерно отличается от самосознания животных, несмотря на то, что и то, и другое является в общем смысле разумом. Дело не только в различных базовых потребностях, но в восприятии себя как индивидуальности или части целого: что для человеческого общества - невосполнимая потеря, то для бамбука - некоторая неприятность. Побеги отрастут, цветы распустятся, саженцы - это вообще клоны, и нет понятия необратимости для существа, занимающего собой всю планету.Конечно, книгу, где флора разговаривает на английском, который сама выучила, подслушивая людей, не назвать образцом hard sci-fi, но в рамках именно что своей заявленной вселенной "Семиозис" держится прекрасно. Мир, который здесь описан, продуман настолько, что в него легко верится. Ну да, растения умнее животных, ну да, растения ими местами даже управляют, используя элементы дрессировки через синтезируемые в плодах химические вещества, но почему бы нет. Всё это так элегантно облегает основной сюжет о выживании в условиях совершенной чуждости, что придираться не хочется.
Жизнь Мира выстроена на основе РНК, а у всех пришельцев ДНК? Почему бы и не да, отличный диагностический критерий эндемичности.Может быть, основной идеей было то, что человек будет жить в мире и гармонии, не меняя природу, а меняясь под её действием сам, без агрессии, жестокости и массовых пожаров, но если это так, но роман как будто деконструирует её собственными же усилиями. Без агрессии колонию бы сожрали в разное время львы, орлы, слизни, стекловары, возможно, кто-то ещё; и иногда приходится включать режим выживания, что признал по итогу даже бамбук.
А может, было именно это - что даже при искреннем желании построить утопию и не повторять ошибок прошлого, неизбежны и неприятные решения, и тяжёлые последствия, и склоки внутри общины, потому что всё это - тоже часть природы. И люди остаются людьми, со всем плохим и хорошим, что в них есть.В любом случае, у Берк получилась довольно необычная и изящно выстроенная фантастика, где идея симбиотического существования растений и животных сплетается с аккуратно поданными размышлениями о человеческой природе и как об основном источнике всех проблем цивилизации, и о способе их преодоления.
Я совершенно не ожидала от книги того, что она мне настолько понравится, однако в итоге осталась ей очень довольна, что где-то в глубине души до сих пор нахожу удивительным - не думала, что роман про разумную флору может так меня увлечь. Но "Семиозис" очень, очень хорош, и я искренне рада, что всё-таки переборола свои подозрения.
С удовольствием прочитаю оставшиеся части цикла, потому что искренне интересно, во что может вылиться совместная жизнь всей этой очень своеобразной экосферы.Содержит спойлеры27244