Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек из красного дерева

Андрей Рубанов

  • Аватар пользователя
    Аноним20 апреля 2025 г.

    Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

    Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения романа "человек из красного дерева". Книга бралась на пробу в библиотеке, это уже не первое знакомство с работами писателя, и у меня есть примерное представление о его уровне. В целом могу сказать, что пишет он интересно и заковыристо, но есть один нюанс - вам нравится то, что про и как он пишет. Или нет. И, в зависимости от этого, оценка тоже может быть разной. В сети много восторженных отзывов от людей, которые влюбились в истории Андрея. Есть и откровенные хейтеры, считающие его графоманом.

    Кто из них прав решать только вам, потому что сколько людей, столько и мнений. Было бы странно вставать в позу и заявлять о том, что кто-то прав, а кто-то нет в СУБЪЕКТИВНОЙ оценке художественного произведения. Речь идет не про какое-то историческое событие и рукопись, посвященной ему. Это просто авторские идеи, изложенные в виде литературного текста. Он может вызывать разные чувства и и эмоции, и это совершенно нормально.

    Мне, например, эта книга в большей степени не понравилась. Не настолько, чтобы ставить отрицательную оценку и минусовать роман, но я действительно не остался впечатлен после прочтения. И мне сложно рекомендовать эту работу всем. Разве что уже проверенным поклонникам писателя, которые понимаю за чем и к кому они пришли. Человеку "с улицу" может показаться немного странным этот вычурный язык с претензией на самобытность. Опять же, это только мое ИМХО. Даже на площадке айрекоменд несколько положительных отзывов, и читатели остались довольны романом.

    Это уже показательная разница и повод усомниться в моей оценке : )

    Так что если вы уже ранее читали работы Андрея, и вам интересно посмотреть на его очередной концепт про языческих богов, живущих среди людей, то вы пришли по адресу. Здесь действительно звучат мистические нотки, и идет параллель между реальным миров и авторскими вымыслами, которые очень сильно сплетаются со славянским язычеством. Насколько это все "достоверно" с точки зрения религиозных верований?

    Вопрос спорный, неоднозначный. Понятное дело, что какие-то идеи взяты из истории страны, что-то является авторским видением мифологии. В больше степени я бы сказал, что здесь вымысел. Но определенные пересечения и нотки язычества в православии России действительно сохранились. Да и это не вопрос в рамках отзыва. Про это нужно говорить отдельно. Я просто хотел сказать, что местами Андрей вполне даже прав. Просто немного увлекается и уходит в собственные идеи, забывая о том, что есть и реальная основа таких мифов про деревянных истуканов.

    Если же вы никогда ранее не сталкивались с творчеством Рубанова, то есть шанс, что книга оттолкнет вас от его работ. Но решать, разумеется, только вам : )

    Касаемо сюжетной составляющей, здесь все достаточно просто, но в тоже время запутанно и сложно. Я скажу так - сама идея достаточно оригинальная. Не могу сказать, что часто встречаю её у отечественных авторов. У зарубежных писателей такой концепт встретить уже можно, да. Но там в целом много фентезийных саг, построенных на языческих началах. В этом плане их литература продвинулась намного вперед, и мы отстает от них на несколько шагов минимум.

    Но, наверное, это не та ниша, где нужно рваться вперед : )

    Буксовать я начал сразу, с первых страниц. У меня так бывает. Не только с Андреем, но и с другими авторами. На первый взгляд интересное произведение, что-то необычное, но ты подсознательно уж начинаешь понимать, что это не твое. Дать четкое объяснение такому "феномену" я не могу. За себя скажу так - мысли периодически спотыкаются о текст, возникает желание отвлечься от книги, и я не могу сконцентрироваться на чтении. Не потому, что меня постоянно отвлекают домашние дела, отнюдь.

    Если история мне НРАВИТСЯ, то у меня на голове можно рубить дрова, и я этого не замечу. А тут малейших шорох или звук, и я уже отвлекаюсь на окружающую действительность. Для меня это один из важных звонков о том, что история не зашла. Да, я могу втянуться позже (так уже бывало несколько раз). А бывает, что сначала все нравится, но ближе к финалу идет тотальное разочарование. Ты никогда не знаешь где и почему споткнешься. Но это происходит, и книга перестает нравиться.

    К сожалению, "человек из красного дерева" мне показался нудноватым и скучным сразу. Нечто подобное я испытал во время чтения "боги богов", но там мне стало скучно ближе к середине. Потому что начало было привлекательным и многообещающим. Тут же химии не возникло. Я не полюбил текст и героев, они ответили мне идентичными чувствами. Мы расстались спокойно, но холодно. Претензий к потраченному времени у меня нет, но и друзьями с героями мы не стали.

    Что становится катализатором истории?

    Происходит смерть профессора, живущего в своем особняке. Пожилой мужчина, про него плохо не скажет даже дворовая собака. Жил, никому не мешал, заботился о своей малой Родине, увлекался разными историческими и археологическими вещами. А потом умер. Как установило следствие, смерть произошла от .... страха... Очень интересный термин, но да Бог с ними. Я не следователь, а лишь читатель. Так что опустим это и оставим как есть.

    Кроме смерти профессора была зафиксирована кража. И ладно, если бы вор унес драгоценные вещи, технику или деньги из квартиры. Благо, что тут был интересные экземпляры, которые можно неплохо продать на черном рынке. Но пропала только голова деревянного изваяния. Не слишком популярная и известная, но возможно пользующаяся интересом в кругах "избранных". Потому что иначе объяснить пропажу крайне сложно. Если не сказать, что невозможно.

    Ни один вор в здравом уме, имея на руке труп жертвы, не стал бы уходить без добычи. Как минимум, ему нужно отбить денег хотя бы для того, чтобы залечь на дно и не выдать себя. Так что это действительно странная кража, которая приведет нас к весьма необычным последствиям.

    Сначала медленное повествование начнет ускоряться и менять темп, но в целом ощущение замедленного "сериала" не покидало меня на протяжении чтения. Не знаю, мне сложно судить, но было ощущение, что я смотрю скучную серию на замедленной скорости. Развитие некоторых сцен героев и их мотивов можно было бы ускорить. Не столь они важны, чтобы так долго топтаться на одном месте и готовить нас к "открытию".

    Мифологическая связка про деревянных истуканов, к сожалению, не сработала должным образом. Симпатии к героям и связанным с ними "буратинами" не возникло, мне было скорее скучно все это читать. Если в других работах Андрея я чувствовал некий сарказм или постиронию с небольшим вкраплением черного юмора и народного слэнга, то здесь получился очень серьезный и нудный текст, давящий своим пафосом и серьезностью.

    На разок почитать пойдет, но назвать книгу серьезной не могу. Несмотря на пафос, оригинальный концепт и попытку удариться в драму. Просто мне не зашло, так бывает. "Человек из красного дерева" не моя история, а я не её читатель.

    4
    278