Рецензия на книгу
Русалочка
Х. К. Андерсен
Аноним20 апреля 2025 г.Не помню, читала ли я Русалочку в детстве, но если и доводилось, то впечатления у меня тогда были наверняка совсем другие. В памяти более свеж сюжет диснеевского мультика, но и тот значительно подправлен, в сравнении с оригиналом, и представляет более позитивную и светлую версию сказки. Произведение Андерсена же скорее эталонный кандидат для чтения в "Клубе тлена и безысходности".
Сюжетную завязку знают все. А вот о посыле, морали и финале есть что сказать. А посыл получается такой: жертвуй и страдай во имя любви и религии. Русалочья жизнь, дескать, заканчивается со смертью тела, которое превращается в пену морскую и забытье. А человеческая душа вечна и после смерти познает блаженство неведомых небесных стран. Чтобы заполучить русалкам такую душу, нужны человеческие ноги, а также беззаветная любовь человека, который поделится с возлюбленной своей душой. Вот и ринулась Русалочка, во-первых влюбляться в первого встречного, абсолютно ничего о нем не зная и просто потому что он красивый; во-вторых платить непомерную цену за гипотетические и неведомые небесные блаженства. Кстати, не ясно чего она больше хотела то: любви или бессмертную душу? Тем не менее, мы видим прекрасную, талантливую Русалочку, со своим богатым миром и любящим окружением, которая... отказывается от себя, от близких, отрекается от своего голоса (за этим я вижу куда более глубокое значение, чем просто красивое пение), калечит свое тело, обрекает себя на дальнейшие постоянные и жуткие боли, а также рискует потерять свою жизнь, если любовь окажется невзаимной... ради чего?
Все пришли в восторг, особенно принц, назвавший русалочку своим маленьким найденышем. Она все танцевала и танцевала, хотя всякий раз, когда ножки ее касались пола, ей было так больно, как будто она наступала на острый нож. Принц сказал, что она всегда будет жить у него, и позволил ей спать на бархатной подушке перед дверьми его комнаты.Принц, который никаких жертв не просил и даже не знал уплаченную за его возможную благосклонность цену, этих жертв не оценил. Хорошо, конечно, иметь при себе красивенькую, покорную девочку, которая безмолвно смотрит на тебя щенячьими глазами, и верна тебе как никто. Он даже благосклонно позволил ей, как собачке, спать на подушке под дверью своей комнаты!
– Да, ты мне дороже всех! – говорил принц. – У тебя самое доброе сердце на свете, ты предана мне, как никто (...) никогда я не расстанусь с тобою.
Если же мне наконец придется избрать себе невесту, я, скорее всего, выберу тебя, мой немой найденыш с говорящими глазами!Хорошая девочка, да женится принц-балабол все же на другой. И вот Русалочка, дабы не стать пеной морской, приговорена к 300 годам служения, чтобы получить, опять же, может быть призрачный шанс познать таки небесное царство.
Т.е. люби с максимальными жертвами, страдай, откажись от себя. Затем, потеряв всё, продолжай жертвовать собой во благо и удобство других и возможно, может быть, когда-нибудь потом познаешь счастье. Я в принципе большой противник морали а ля "Страдаем все! А кто больше - тот особый молодец. Ведь если мало по жизни страдал, то и не жил толком или точно жил неправильно", поэтому у этой сказки в оригинальной форме не было шансов мне понравиться.
И финальная полировочка детям напоследок:
Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, которое радует своих родителей и достойно их любви, то улыбаемся, – и срок нашего испытания сокращается. Ребенок не видит нас, когда мы влетаем в комнату, и, если мы радуемся ему и улыбаемся, из нашего трехсотлетнего срока вычитается год. Если же мы встречаем злого, непослушного ребенка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет лишний день к долгому сроку нашего испытания.Будьте, детки, "хорошими" (читай удобными) и послушными, заслуживайте любовь (ах, красота!) родителей, а иначе по вашей вине где-то продолжит страдать Русалочка. "Прэлэээстно, просто прэлэстно!"
Оценку ниже не ставлю только из уважения к классике и принимая во внимание годы жизни автора, когда взгляды на воспитание, а также на отношение к женщинам и детям сильно отличались от нынешних (относительно религиозных посылов, зато, мало что поменялось).
48725