Рецензия на книгу
The Ghost Writer
Philip Roth
Аноним18 апреля 2025 г.Творчество это (не) жизнь
Первая книга трилогии о Цукермане вышла в 1979 году, через 10 лет после «Случая портного» и за 18 лет до «Американской пасторали», в которой рассказчиком будет опытный Цукерман, переживший операции по удалению простаты.
В «Призраке писателя» молодой писатель приезжает в гости к старому писателю, недоумевая, как такой великолепный человек, как старый писатель, решил пригласить столь мало примечательного молодчика, как он, Натан Цукерман. А вот поди ж ты, пригласил! Они беседуют, молодой узнает разное про жизнь немолодого, в конце скандал (не между ними двумя) и все расходятся. А мы узнаём разное про отношения молодого с отцом, про старт его карьеры и т.д. Прекрасная книга. Надо отметить, что во всех аннотациях Цукермана называют альтер эго Рота. И действительно, в книгах трилогии мы узнаем так много о процессе письма, о внутренних демонах авторов прозы, что можно и самой писательницей заделаться, при определенных стараниях. Однако я их не приложила, или всё-таки нельзя, так что поговорим про книгу Рота.
В доме, кроме писателей, обнаруживаются две женщины — жена знаменитого и его знакомая, или ученица, или любовница, или вообще выжившая Анна Франк. Непонятно. Воображение молодого Натана несётся вскачь, сметая на своём пути логику. Читательница (я) никак не могла понять, он это серьезно? У него есть основания? Или так и пишутся книги? В конце всё разрешается благополучно, плюс чувство, как после дикого аттракциона в парке развлечений, от которого ты уже отвык в силу возраста — фух! Это было классно, но непонятно, готова ли твоя нервная система повторить. Моя была готова, так что, немного помаявшись с выбором, сразу прочитала и вторую и третью части.
«Призрак писателя» — простая история, напитанная другими простыми историями, и всё это так славно упаковано, что в сердце читателя калейдоскоп эмоции не прекращает вертеться. Вот писатели разговаривают, а вот мы на кухне великолепной жены и матери, а вот мы с молодой девушкой, страдающей от любви или от прошлого или ещё от чего-то, а вот в голове у Цукермана читаем его первый рассказ и слушаем отцовские наставления, а вот оказывается, что жена и мать не такая уж идеальная, и что жить с ней «всё равно, что жить с Толстым». Комплимент? Не думаю.
Прекрасный, прекрасный Филип Рот.551