Рецензия на книгу
Облачный атлас
Дэвид Митчелл
Аноним17 апреля 2025 г.Постоянное в непостоянстве
Словосочетание "облачный атлас" очаровало меня в тот самый момент, когда я впервые его услышала - мне сразу представилась большая старинная карта неба, исчерченная параллелями и меридианами - музейный экспонат или магический артефакт. Автор, однако, вложил в это название большую глубину: облака символизируют изменчивость, а атлас отсылает к постоянству. Так, в мире Облачного атласа одна и та же душа проживает совсем разные жизни в совсем разных эпохах.
Чтобы иллюстрировать эту идею, Митчеллу пришлось написать шесть историй и придумать оригинальную композицию. Сначала Митчелл последовательно рассказывает по половине каждой из пяти историй, затем рассказывает шестую, а затем - вторые половины пяти историй в обратном порядке. Получается, что шесть историй как бы вложены одна в другую.
С одной стороны, это очень оригинально и, наверное, действительно хорошо передает идею автора. С другой стороны, воспринимать такую композицию непросто, ведь между двумя половинами самой первой истории затесалось пять других историй объемом в 600 с лишним страниц. Немудрено и забыть к концу книги, о чем там была речь в самом начале.
Каждая из шести историй - это новелла на чуть более сотни страниц. Они написаны в разных жанрах и очень отличаются по динамике и настроению. Наверное, оценивание историй в отдельности друг от друга не совсем соответствует замыслу Митчелла, но я все-таки позволю себе это сделать, потому что истории были для меня неровными и понравились в разной степени.
Тихоокеанский дневник Адама Юинга - история о том, как американский нотариус путешествует по тихоокеанским колониям Америки, волей-неволей изучает аборигенов и сталкивается с разного рода проблемами. Возможно, из-за того, что между частями этой истории сделан самый большой перерыв, у меня не получилось по-настоящему проникнуться к ее герою. В целом, интересно, но особо не тронуло.
Письма из Зедельгема - написанная в эпистолярном жанре история о том, как лишенный наследства молодой композитор Роберт Фробишер устроился секретарем у пожилого известного композитора Вивиана Эйрса. Несмотря на очень специфичного (если не сказать неприятного) главного героя, эта история мне скорее понравилась, потому что она переполнена страстями и эмоциями, она драматичная и очень эффектная.
Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей - история о том, как молодая журналистка случайно узнает о масштабном корпоративном заговоре, который угрожает экологической катастрофой. Эта история очень динамичная, главная героиня молодая и неопытная, но принципиальная и бесстрашная - не мой любимый персонаж во всей книге, но все равно хороша.
Страшный Суд Тимоти Кавендиша - история о том, как незадачливый издатель скрывается от бандитов-кредиторов и против воли попадает в дом престарелых. История грязноватая, поскольку написана от имени этого самого незадачливого издателя, но очень забавная и, наверное, наиболее легкомысленная из всех, очень понравилась.
Оризон Сонми-451 - история про антиутопическое будущее, где люди начали выращивать "искусственных" людей и использовать их в качестве дешевой рабочей силы. Эта история мне понравилась больше всего: здесь показан процесс постепенного самоосознания героини, которая была рождена как "искусственный человек", и то, как ей удалось изменить ее мир, несмотря на то, что он весь целиком был против нее.
П'реправа возле Слуши и все ост'льное - история про последующее постапокалиптичное будущее, где цивилизация деградировала до мелкомасштабного сельского хозяйства, медицина угасла, а мировоззрение вернулось к представлениям о перерождении души. Эта история довольно тяжело воспринималась, потому что она написана от лица малообразованного человека. Несмотря на это, мне понравилось, как показана борьба Закри с самим собой и эволюция его взаимоотношений с Мероним. История жестокая, но интересная.
Очень здорово, что Митчелл протянул между шестью историями тонкие ниточки, показывающие перерождение души и связи между реинкарнациями одной души. Интересно, что эти реинкарнации, как и новеллы, такие разные.
Насколько стремящаяся к справедливости и принципиальная Луиза Рей не похожа на разгильдяя Роберта Фробишера, настолько же взбалмошный и пошловатый Тимоти Кавендиш не похож на воспитанного джентльмена Адама Юинга.
Правда, я так и не поняла, является Адам тоже реинкарнацией этой души - все-таки про его родимое пятно нам ничего не сказали. Значит ли это, что он другая душа? Если да, то какой в этом смысл?
Мне очень понравилось, что в каждой истории есть своя мораль, у каждого героя - своя философия. И хотя обстоятельства в каждой истории очень сильно различаются, у них общее ядро - борьба человека с тем, что для него неправильно.
Пожалуй, единственный недостаток, который я нахожу в этой книге, так это количество второстепенных персонажей. Несмотря на то, что большая их часть прописана довольно хорошо, других я все-таки частенько путала. Больше всего в этом смысле не повезло Луизе Рэй - в ее истории было для меня больше всего персонажей, которых я никак не могла различить.
В остальном, книга супер. Да, это литературный эксперимент, проведенный не совсем по обычным литературным законам. И на мой взгляд, этот эксперимент полностью удался: книга хороша как по форме, так и по содержанию - и читать интересно, и есть о чем подумать. И хоть я дочитала книгу уже несколько дней назад, мои мысли то и дело возвращаются то к одной, то к другой истории.
16401