Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Maniac

Benjamín Labatut

  • Аватар пользователя
    Аноним14 апреля 2025 г.

    Задумайтесь: самое творческое и самое разрушительное из человеческих изобретений появились одновременно

    На стыке факта и вымысла своим предыдущим нашумевшим произведением «Когда мы перестали понимать мир», писатель вновь погружает нас в бездны гениальности и ее темных спутников. Как и в прошлой книге, эта продолжает калейдоскопический рассказ о судьбах ученых, фокусируясь в основном на исполинской фигуре — Джоне фон Неймане, венгерско-американском математике, чье влияние ощущается почти во всех современных технологиях, от компьютеров до экономики. Лабатут продолжает исследовать опасную зону, где сверхразум граничит с безумием, а логика порождает как чудеса прогресса, так и чудовищные инструменты разрушения. Именно в этом романе в своей новаторском стиле писатель рассказывает о зарождении цифровой эры и искусственного интеллекта через призму жизни и идей одного из ее главных, хотя и пугающе нечеловечных, пророков.

    «MANIAC» представляет собой мозаичный портрет или документальную симфонию, структурно она делится на три неравные части, объединенные темой пределов рациональности и ее последствий. Начинается все с трагической увертюры — истории австрийского физика Пауля Эренфеста, доведенного до отчаяния неспособностью принять новую квантовую реальность и совершившего самоубийство. Основная, самая объемная часть посвящена Джону фон Нейману. Лабатут использует прием полифонии: о фон Неймане рассказывают те, кто его знал — его жена Клари, коллеги по Манхэттенскому проекту вроде Р. Фейнмана, друзья, соперники. Через их воспоминания, истории и оценки вырисовывается образ гения с почти нечеловеческой скоростью мысли, способного переключаться между абстрактной математикой, ядерной физикой, метеорологией, экономикой и созданием первых компьютеров, но при этом лишенного, по-видимому, глубоких человеческих эмоций и эмпатии. Последняя часть переносит нас в XXI век и описывает знаменитый матч между программой AlphaGo и чемпионом мира по игре го Ли Седолем, показывая триумф искусственного интеллекта, логического потомка идей фон Неймана. В романе явно просматривается столкновение человеческого (эмоции, интуиция, искусство, как в игре го) с машинным, алгоритмическим, сверхлогичным. Это драма рождения новой эры, где человеческий разум рискует уступить первенство собственным творениям.Забавно, что книга издана в эру создания и развития доступного для широкого круга людей Chat-GPT.

    Продолжая линию своего предыдущего романа, Лабатут в «MANIAC» углубляет исследование амбивалентной природы интеллекта. Если в «Когда мы перестали понимать мир» акцент был на том, как открытия искажают наше понимание мира, то здесь автор показывает, как определенный тип мышления (холодный, расчетливый, лишенный этических сомнений) активно перестраивает сам мир. Главная идея — показать истоки нашей цифровой эпохи, управляемой алгоритмами и вычислениями, в уме одного человека, фон Неймана, чья гениальность была неотделима от некоторой формы «безумия» или, по крайней мере, отчужденности от обычных человеческих ценностей. Это глубокое размышление о том, что мы, возможно, уже живем в мире, задуманном «маньяком», не в клиническом смысле, а в смысле одержимости чистой, бесчеловечной логикой.

    Название «MANIAC» гениально в своей емкости. Прежде всего, это прямое указание на MANIAC I (Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer) — один из первых электронных компьютеров, построенный в Лос-Аламосской национальной лаборатории под руководством фон Неймана. Эта машина использовалась для сложнейших вычислений, в том числе для разработки водородной бомбы. Во-вторых, название намекает на самого фон Неймана — на его неуемную интеллектуальную энергию, почти маниакальную работоспособность и талант мгновенно перескакивать между идеями, что поражало современников. Наконец, в контексте последней части, «MANIAC» может быть прочитано и как метафора самой идеи искусственного интеллекта — неумолимой, потенциально неконтролируемой силы, рожденной из математической логики, доведенной до абсолюта.

    Атмосфера «MANIAC» отличается от предыдущей книги Лабатута. Если там преобладало ощущение готического ужаса перед непознаваемым, то здесь царит скорее холодное интеллектуальное напряжение, смешанное с экзистенциальной тревогой. Повествование, особенно в центральной части, похожее на музыку, где голоса вокала создают объемный, но фрагментарный портрет гения. Чувствуется лихорадочный темп мысли самого фон Неймана, атмосфера секретности и паранойи времен Холодной войны, на фоне которой разворачивались его главные проекты. В финале атмосфера становится почти стерильной, но от этого не менее напряженной — это тихая драма столкновения человеческого несовершенства и машинного совершенства.

    Это выдающееся произведение, которое не только увлекательно рассказывает о жизни одного из титанов XX века, но и заставляет глубоко задуматься о фундаменте нашей современной цивилизации. Она мне понравилась больше, чем прошлая книга. Слог здесь намного легче и читается она почти на одном дыхании, именно эта книга заставила меня прочитать роман «Когда мы перестали понимать мир» и эссе «Камень безумия», единственные пока переведенные на русский язык книги. Но что мне не понравилось, так это перевод, сделанный с английского языка. Все чаще издательства привлекают переводчиков на английский к переводу испанского текста — повторяется та же история, что и с великим романом «2666» Роберто Боланьо (рецензия), до сих пор хранящийся у меня в памяти, как одно из лучших мною прочитанных произведений.

    14
    412