Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Город

Клиффорд Саймак

  • Аватар пользователя
    Аноним13 апреля 2025 г.

    Человечество как миф

    Все же читали в детстве Мифы Древней Греции? И, как бы не завораживали приключения героев и богов, представить их существование в нашей реальности было слишком непросто. Ведь мифы на то и мифы, чтобы оставаться символической историей. Но что, если мифом стало само человечество?

    В сборнике рассказов Клиффорда Саймака «Город» человека никто не видел уже пару тысячелетий. О нем остались лишь предания из тех, что рассказывают у костра непослушным детям. Точнее, щенкам, ведь теперь мир принадлежит собакам. Исследователи-псы спорят о том, существовал ли человек, и мог ли он хоть как-то влиять на эволюцию собак, но чаще всего псы сходятся на том, что это все выдумки.

    Поэтому «Город» - это сборник мифов о человеке, с комментариями ученых собак к каждому из них.

    Сборник из восьми рассказов (девятый появился лишь двадцать лет спустя, как дань уважения к Джону Кемпбеллу) вышел семьдесят лет назад, в 1952 году, но с тех пор едва ли утратил свою актуальность. В этом прелесть Золотого века научной фантастики — этим книгам очень сложно перестать быть актуальными, даже если их авторы едва ли представляли себе компьютер.

    Рассказы из сборника охватывают тысячелетия истории человечества, но начинается все с исчезновения городов — человеку больше не нужно селиться в тесных клетках города, ведь можно добраться куда угодно на личном самолете за считанные часы. Люди уезжают в пригороды и на природу, строят огромные дома мечты, ведь теперь это дешево и быстро. А вместе с Городом рушатся и городские структуры, ведь зачем жителям мэрия города, если этого самого города уже нет?

    А затем люди и вовсе почти перестают покидать свои дома. Общение — это видеосвязь, сложные работы — роботы, а человеку досталась агорафобия. И эскапизм, достигающий небывалых прежде масштабов.

    Мне, пожалуй, нравится то, какую судьбу уготовил человечеству Клиффорд Саймак, особенно учитывая способность людей уничтожать все на своем пути. Человечество исчезло мирным путем, оставив планету своим приемникам — собакам и роботам. В новом мире забыты насилие и войны, и псы за этим внимательно следят, помогая развиться другим видам, и не забывая нести за собой Миф о человеке.

    Несмотря на то, что у «Города» форма сборника рассказов, это все еще единое произведение, которое нужно читать как роман: по порядку, отслеживая сюжет и запоминая детали. Что, впрочем, совсем не сложно, ведь основное действие рассказов сосредоточено вокруг многих поколений семьи Вебстер и их семейного робота Дженкинса. И такой «узкий» взгляд на историю с точки зрения одной семьи очень помогает сосредоточиться и выстроить ту самую мифологию псов.

    Робот Дженкинс, выросший из образа классического дворецкого, по многим причинам может считаться главным героем всей книги. Каждую минуту из тысяч лет существования он живет ради благополучия других, и принимает те важные решения, на которые не способны другие - начиная с того, стоит ли разбавлять водой бурбон больного, заканчивая моральной дилеммой о человеке, который вновь взял палку и сделал оружие. Без Дженкинса «Город» бы осиротел, как осиротели бы Вебстеры и их первые разумные собаки.

    Я даже не буду пытаться вспомнить, сколько лет эта книга стояла на моей полке непрочитанной, чтобы сейчас я взяла ее почти случайно, из-за небольшого размера. Но я рада, что она меня дождалась, есть в ней то особое очарование (и небольшая наивность) классической научной фантастики, которое подкупает своим теплом.

    40
    235