Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лот 49

Томас Пинчон

  • Аватар пользователя
    Аноним11 апреля 2025 г.

    Побег реальности из реальности

    впечатления неоднозначные. Не так давно смотрела фильм "Под Силвер-Лейк", который мне ужасно не понравился. Какая-то белиберда, люди, у которых нет смысла в жизни, находят смысл в бессмыслице. Там еще был несимпатичный мне антураж прожигателей жизни, и пусть даже симпатичный Эндрю Гарфилд в главной роли оказался неприятным. Так вот. При чтении лот 49 ловила себя на ощущениях, который возникали про просмотре фильма. Но на тех, что описала ранее, а на тех, из-за которых смотрела дальше.

    Вот идет обыденный сюжет. Вроде все логично и понятно, и тут какая-то несуразность врывается и разрывает ткань нормальности. Знаете, такое ощущение, когда соседний поезд вдруг тронулся, и ваша вестибулярка еще не до конца поняла как оценить происходящее и подкидывает ощущение тошноты и головокружения. Так и тут. Главная героиня Эдипа просто пошла к адвокату или к врачу или общается с портье в гостинице или почти любой другой встречный ей мужчина. И внезапно он предлагает ей секс. Причем зачастую в такой форме, как будто предложили чай или кофе. Как будто актеры в театре вдруг проснулись и стали играть не по сценарию. Вот такое было ощущение покачивания и недоумения.

    Очень сильный момент с триптихом с башней. Отклик изнутри Эдипы лично для меня и объясняет все, что было дальше. Эдипа чувствовала себя запертой в башне магией и не знавшей как выбраться, она отвлекается на хобби, мужа, сходит с ума и тд. Но башня так и остается с ней. Башня везде. И с этим ощущением приходит одиночество и желание рассеять иллюзию. Ей так захотелось вырваться из своей жизни, что она хватается за обрывочные знаки, слова, символы и не хочет их отпускать. Будто с ними наконец ее жизнь обрела смысл и надежду на свободу.

    Здесь хочется добавить, что смысл - один из важных экзистенциальных вопросов. Без смысла невозможно быть счастливым и этот смысл важно для себя создать, стать чем-то большим, чем ты сам. А Эдипа, 28летняя домохозяйка без друзей, потому что мы ни одного не увидели в книге, без взаимопонимания с мужем, он был занят собой и малолетками, и даже врач ее относился к ней как к лабораторной мыши. Представляете, как сладко разорвать эту материю, этот гобелен и сбежать туда, где веками таинственные воины почты несли свои идеи сквозь смерть и страдания.

    Периодически она останавливается в моменте и задается вопросом а кто я и где я и какого черта я оказалась в баре для людей с нетрадиционной ориентацией? Она будто потеряла руль управления своей жизнью. а может, никогда и не держала, и только сейчас это поняла, когда с ровного шоссе съехала на серпантин.

    Не повторяйте моих ошибок - не ждите сюжет. Это не главный герой. Конечно, важно не запутаться в именах, должностях и прочих ...нах, которые приносит каждый персонаж в расследование Эдипы. Иначе при упоминании кого-то как я будете вспоминать кто это - автор пьесы, режиссер или кто-то еще другой. Но и это не беда, я быстро сориентировалась. А вот сюжет и разгадку ждать не стоит. А что стОит?

    Стоит использовать один из образов из книги - что-то типа материнской платы, где много всяких точечек и палочек, и каждая будто сама по себе, но только все вместе они работают. Так и тут, это какое-то не цельное полотно, к которому мы привыкли в книгах со стандартной канвой сюжетных арок, а кусочки мозаики, которые не обязаны до конца собираться вместе, а если и соберутся, то из все равно не хватит. и именно так чувствует себя главная героиня. Разобранной, запутавшейся, напуганной, оцепеневшей и бесстрашной, потому что терять уже нечего, а то, что она хочет найти стоит того, чтобы рискнуть.
    Понравилось определение истины,


    которая видимо, всякий раз оказывается слишком яркой, чтобы сохраниться в памяти, всегда сияет столь ослепительно, что уничтожает безвозвратно свое собственное послание, и по возвращении к обыденному существованию от нее остается сплошная чернота, как на засвеченном негативе

    Красиво, правда? похоже на ощущение после классного сна. когда просыпаешься полный вдохновения, но пока просыпаешься все забываешь. И может Эдипа хочет не проснуться, а снова уснуть.

    это паранойя, это наваждение, это искажение пространства, когда готов принять самый абсурдные идеи, если тебе говорят их с умным видом. даже если это демон Максвела, прости господи. и это сумасшедшее одиночество и попытка обрести смысл и себя через других людей, через внешнее.

    В книге есть нестыковки, например, когда перечисляли сколько людей залезло в ее машину, я пошла гуглить эту марку. они могли туда поместиться только если часть разместилась на крыше и багажнике. Про Николая второго уже тоже все писали. Ошибка автора во времена отсутствия гугла или намек, что это не наша реальность, как и город Сан-Нарцисо. Или я подцепила паранойю Эдипы и везде вижу знаки?

    Мне довелось столкнуться с некоторыми живописными отрывками на языке оригинала. Согласна с одной из авторов рецензии - в русском переводе язык сильно обеднел. И это препятствие для понимания атмосферы произведения. Ее абсурда и неотвратимости и какой-то извращенной красоты.

    Я до сих пор не поняла, понравилось мне или нет. Хочу ли я читать еще книги этого автора или нет. Пока писала рецензию, книга стала нравиться больше. За это и люблю писать рецензии. Кстати, не обошлось в книге и без юмора. Например, очень забавно, что один из персонажей, работник старой закалки, после увольнения и измены девушки хотел свести счеты с жизнью, но


    опыт сослужил ему добрую службу: он не умел принимать решения, не выслушав мнения комиссии

    и пока он ждал резолюцию, планы как-то сами собой поменялись.

    А еще умилил юнец, который был уверен, что Эдипа хочет с ним переспать, ибо такой старой тетке как она ( а ей было 28 лет, напоминаю) конечно же хочется его гладкого юного тела. вот так вот.

    А вообще, на середине книги перед сном я подумала, что возможно она-таки приняла экспериментальную таблетку от доктора в начале книги. и это все один большой приход. что ж, по крайней мере он был довольно художественным

    7
    389