Рецензия на книгу
The Story of the Lost Child
Elena Ferrante
Аноним11 апреля 2025 г.Цикл закончен
Вот и дочитан неаполитанский цикл. Эта рецензия будет посвящена как последней книге, так и всей тетралогии.
Оценку "Истории о пропавшем ребенке" и циклу в целом поставила 6, по причине - не оправдала надежд. Элена Ферранте положила многообещающее начало: с первых строк читателя захватывает тайна, а спустя пару страниц он оказывается в круговороте десятков судеб, в старом бедном Неаполе, проживая вместе с двумя подругами их долгую жизнь. И казалось бы - что-то новое, необычное, описание целого жизненного пути длиной в 60 лет, и сразу о двух разных людях (а также множестве второстепенных героев), роман-воспитание, роман-жизнь, где есть место семье, любви, политике, социальному неравенству, проблеме образования, феминизму, бедности, мафии, осознанию себя. Всего да по немногу! Но на самом деле всего, но ничего. Ферранте старалась упомянуть множество тем, действительно важных, но лично для меня раскрытой не осталась ни одна. Как будто бы "Гениальная подруга" это срез, за которым ты наблюдаешь, а выводы делай сам. Анализирование это конечно хорошо, но зачем тогда растягивать на 4 книги? Тянуть за собой читателя сквозь тысячи страниц и не ответить ни на что.
Изначально, очень понравилась идея об описании чьей-то жизни от детства до старости. Это был очень интересный опыт, на самом деле, и возможно спустя время я прибегну к перечитыванию, уже лучше понимая ходы персонажей и из мотивы. Но черт возьми, эти сотни страниц,посвященные влюбленности в подлеца, тому как Лену бегала за ним и их токсичным отношениям, так и вынуждали бросить чтиво. Учитывая итальянский темперамент, вся книга это в сплошь интриги, любовь, измены, драки, убийства, месть, козни и предательства. Эмоциональный турецкий сериал, но если смотреть сквозь, то видны настоящие проблемы: бедность, недостаток образования, социальное неравенство, ужасные условия труда, ущемление женщин. Всё это в одну кастрюлю, пожалуйста, а и добавьте пуд соли "Нино". Главная героиня в итоге вызывала неприязнь: с виду вся такая добрая и милая, но внутри неё полно то-ли боли, то-ли зла. Постоянная зависть подруге была фундаментом всех её достижений, но тут возникает вопрос насколько они всё-таки значимы, если родные дочери смеются над её книжками, а лучшая подруга говорит, что ожидала от неё большего? Вся проблема Лену была в том, что она проживала не свою жизнь, а постоянно оглядывалась на Лилу и Нино, старалась быть как они или лучше, занималась тем, что её не интересует, хотела быть на их уровне. Грубо говоря, образование не выбило у неё из головы мышление их бедного района. А может у неё не было других вариантов, как бояться, бежать и подражать кому-то. Но так чтобы до конца жизни оставаться чьей-то тенью...
Хотелось бы выделить ещё абзац для успокоения души моей и обливания грязью Нино Сараторе. Самая продажная проститутка во всей Италии. Подстилался под всех "подруг" ради своей выгоды и продвижению в карьере. Даже Лену использовал в своих целях. Бесталанная пустышка, не значащая ничего без связей своих знакомых. Помимо того, что ничего не может, он ещё и строит козни более талантливым людям: "если не я, то никто" как говорится. Трус и самовлюбленный лжец. Человек лишенный совести и морали, а взамен наделен безграничным сексуальным влечением (хотя если верить Лену, то и в постели ноль). Ещё один пример, что получение образования никак не улучшило человека.
Раз уже взялась описывать персонажей, то не обойдем и Лилу. Для меня это тот, человек который должен был получить образование, и которому оно пошло бы на пользу. Да, Лила не самый светлый персонаж, не ангел всея Италии, но её поступки всегда вызывали уважение. Она помогала Лену с деньгами, ушла от нелюбимого мужа, устроилась на работу в завод, помогала любимому осваивать новую область технологий, вместе с ним работала и построила свой бизнес, обвела вокруг носа тех, кого нужно было приспустить на землю и всегда прощала и помогала близким (кроме крайних случаев, по типу Рино). Трагедия, случившаяся с ней, сильно подкосила Лилу, но от этого хуже она не стала, только дала повод Лену воспользоваться ею и их дружбой в последний раз. А может я ошибаюсь и случилось ровно наоборот, и это Лила пользовалась Лену и заставляла её проживать свою жизнь требовала от неё большего, будто обе их жизни принадлежат ей: реальная жизнь Лилы и жизнь Лену, та, которую первая не смогла получить. Но я смотрю на слова рассказчицы, её зацикленность на подруге и склоняюсь к первой версии.
Напоследок. Безусловно, книга стоящая внимания, здесь интересные персонажи, все очень разные с разными характерами и судьбами, показаны множество проблем, разрушена всякая идеализация жизни, поднята тема созависимой дружбы и влияния наших друзей на нашу личность, интересно показано как мы становимся похожими на своих родителей, психологические проблемы и особенности людей. Но качество работы не выше среднего, цикл слишком переоценен. На мой взгляд никак не тянет на лучшее произведение 21 века. Если это "лучшее", то страшно представить что войдет в классику нашей литературы. Есть книги достойные этого звания во много раз больше. Уж извините меня за грубости.
6121