Рецензия на книгу
Двойная жизнь
Каролина Павлова
Аноним11 апреля 2025 г.Cherchez l’autrice
Случилось тут у меня небольшая фрустрация, задумалась вдруг — а где русские писательницы золотого века? Т е век серебряный без них невозможно представить, а ДО-то кто был? Вспомнила только Чарскую (ближе к 20-му веку и не тот масштаб, да), и… Екатерину II (фундамент великой русской литературы она, конечно, заложила, но писателем была в очередь пятую, сильно после императрицы и прочего).
Читаю я бессистемно, школьная программа была давно и неполная — вот и получилось, что за женскую прозу между Екатериной II и Чарской у меня, наверное, отвечали Жорж Санд и англичанки. Стыдно, каюсь.
Тем любопытнее было обнаружить Каролину Павлову, примерно ровесницу Пушкина. Правда, собственной прозы у нее оказалось мало, поэзия и переводы, но и по единственной новелле (она сама назвала очерком) «Двойная жизнь» понятно, что могла быть русская Джейн Остен, только ехиднее и, полагаю, честнее. Душераздирающая история о несвободе женщины и в аристократическом сословии. Хоть и дают образование и языки, но маменька проследит, чтобы никаких собственных мыслей, чувств и уж точно творчества не случилось. И богатство и красота и родители не уберегут от интриг завистниц которые чуть лучше понимают механизмы общества. Остается писать ночью стихи и ни с кем не делиться.
Интересно, не поэтому ли у столпов великой русской литературы женские образы часто, мягко говоря, озадачивают? Потому что женщинам было неприлично обнаруживать какой-либо мыслительный процесс не направленный на поиски мужа, воспитание детей и салонных развлечений? Придется еще порыться в интернетах.
И тут же еще один вопрос - а как же это нет большого проекта типа Фандорианы или графа Аверина от лица женщины?43403