Рецензия на книгу
Посредник
Л. П. Хартли
marmonstro11 апреля 2025 г.Прошлое — другая страна
Эта история — то, что называется «современная классика», хотя я бы сказала: модернистский роман. Социально-психологическая драма, показанная читателю глазами 12-летнего (но в пятницу, 27-го, ему исполнится целых 13!) мальчишки. Викторианская эпоха тихо, но верно заканчивается, хотя её порядки и законы до сих пор сильны.
Главный герой Лео Колстон — ещё совсем мальчишка, огороженный от жизни высоким каменным забором, зато он хорошо разбирается в школьных законах: не суй нос не в своё дело (но если собственник дела оплошал и не спрятал его хорошенько — вот дурень, суй на здоровье), не наушничай и не жалуйся, взрослые — отдельный вид людей. Интересы у героя тоже мальчишечьи: покататься со стога сена, пошляться у мусорной кучи. Оно, на самом деле, и понятно: в ту же школу (закрытую, частную, там учат петь в хоре и играть в крикет) он ходит только полтора года, а до того учился дома. Отец у него умер, мать — не очень продвинутая в смысле понимания сына дама, не услышала вовремя «крик о помощи» и вместо той самой помощи выступила с нотациями. Пропасть между социальными классами ещё непреодолима, а этикет — мерило приличия.
И вот такой мальчик, достаточно замкнутый и наивный, привыкший слишком много думать и мало видящий то, что перед его носом, попадает в загородное поместье к однокласснику из богатой семьи. Достаток семьи Лео — ниже среднего, у матери нет денег даже на одежду. А тут такое блестящее общество! И все к нему так добры! Особенно старшая сестра школьного товарища, которая спасает бедолагу Лео из стыдного положения и одаряет его своим вниманием так щедро, что глазоньки у парнишки сползаются к переносице. Первая любовь! Мальчик совершенно теряется, влюбляется во всех «небожителей-взрослых» сразу же, с восторгом позволяет им пользоваться собой. А взрослые, ничтоже сумняшеся, вовлекают ребёнка в свои интрижки.
Очень детально, художественно убедительно выписан мир такого ребёнка-подростка в период его вроде-как-взросления. В этом мире сталкиваются два процесса. С одной стороны, мальчик сумел завоевать в этом другом, блистательном мире какой-то вес, что наполняет его сознанием своей ценности, важности, победы над своими же страхами и комплексами. Но настоящая ли это победа? А с другой стороны, Лео постепенно всматривается в блистательный мир богатых и взрослых, медленно понимая, что его «небожители» — не без тёмных пятен, что где-то они его обманывают, а он — обманывается. В кульминационной точке эти мысли сталкиваются и высекают искру, а концовка расставляет все точки над ё: возгорится пламя или всё-таки нет?
Повествование очень неспешное, но авторской фигуры всё-таки нет: читателю оставлено достаточно места, чтобы самому определиться с отношением к персонажам, к главному герою и к происходящему. Весьма любопытные у мальчика размышления по поводу религии, очень приятное описание лета в поместье, но у меня эпилог оставил горькое послевкусие.
18212