Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Омон Ра

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Cathalinesf10 апреля 2025 г.

    *

    Я вообще очень люблю космос (это моя детская гиперфиксация), и музеи космонавтики тоже трепетно люблю. И в каком бы музее я ни оказалась, всегда есть стенд про собаку Лайку – ее первую отправили в космос, но возвратить технически не могли. Собака погибла после пяти часов полета от стресса и перегрева. Я всегда читаю этот стенд и всегда немного плачу.
    Казалось бы, при чем тут Лайка…
    Омону Кривомазову досталось не самое счастливое детство, поэтому главным его инструментом защиты от реальности стал эскапизм. Мальчику получалось невероятно достоверно погружаться в грезы о полете. И стать пилотом поэтому казалось самым логичным продолжением его грез. Как и у его друга Митька, который и вовсе мечтал оказаться на луне.
    Такие простые понятные мальчишечьи желания, аккурат как в детских книжках с лозунгом «старайся, и все получится», дальше превратились в самый настоящий абсурд.
    Собственно, началось все еще в летном училище имени Маресьева, где только поступившим курсантам отрезали ноги (собственно, Маресьев – летчик, которому ампутировали ступни, но он продолжил военную карьеру), правда, и Омона, и Митька данная процедура обошла стороной, потому что их пригласили в специальную секретную миссию: так как нельзя допускать, чтобы Америка и остальные страны опередили СССР в технических достижениях и сломили тем самым дух советского человека, необходимо конкретно им двоим совершить подвиг во имя Родины. Они достойны миссии: высадиться на луну под видом автоматизированного лунохода. Проблема в том, что возвращать корабли обратно советская наука не научилась, поэтому это билет в один конец.
    Тут я, конечно, сразу вспомнила Лайку.
    Все следующее повествование сводилось к тренировкам. Буднично и просто описывался алгоритм работы их команды. Кто на какой ступени погибнет. Как пугающе равнодушно все к этому относились. Я помню, на первом курсе у нас был один семестр философии, и наша преподавательница дала нам домашнее задание: написать эссе на тему «осознает ли человек свою смертность». Она зачитывала потом некоторые из них, но по ее лицу было видно, мы, перваши, слишком переоцениваем «осознанность» хомо сапиенсов. Так вот, осознавали ли Омон и ребята свою скорую смерть?
    Когда начался сам полет, меланхолия, конечно, захватила главного героя и заставила снова погружаться в привычный механизм – эскапизм. Сколько-то дней Омон ехал по поверхности луны, согнувшись в кабине в три погибели, переставая почти различать, где реальность, а где его воспоминания о детстве и катании на велосипеде.
    К часу икс, проехав отрезок, напоминавшую красную ветку московского метро, а пункт назначения оказался бы новой станцией, Омон должен был выполнить свою миссию, а после выстрелить в висок, но пистолет дал осечку.
    А потом случился финал. Глобальная афера: ни спутников, ни космической станции, ни уж тем более луноходов. Но зато очень реалистичные съемки.
    Что же главное в книге? Не переживания героев, хоть Омон и довольно откровенно размышлял о некоторых сторонах своей судьбы. Не приключенческий триллер, потому что как-то уж поверхностно пробежались по всем острым моментам. И уж тем более не технологии. А абсурд. Постоянные суп со звездочками, рис с курицей, снотворное, метро с красной веткой, и подвиг, подвиг, подвиг, вместо самолетов, вместо атомных бомб, вместо космической программы. Омону повезло, как не повезло тысячам ребятишек, которых смела показательная успешность страны, которой не важны люди. И это, конечно, не наша страна, уж самолеты у нас есть, но какая-то уж очень похожая на нее.

    16
    461