Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним30 мая 2015 г.Жить и быть человеком - это не то, что пройти или провалить экзамен, милыйВот он какой Нил Гейман - нашумевший писатель, о котором так много все говорят. Если не брать во внимание финал, то можно было бы смело разругать в пух и прах его книгу и вынести вердикт с оценкой в 1-2 звезды из пяти, но конец книги чуть-чуть спутал все игральные карты. Впринципе, конец романа не оправдывает автора, как не пытается это сделать переводчик в послесловии, в чем он стоит признать и сказать честно- переигрывает, но зато история обретает мораль и подлинный смысл. Проблема в том, что взрослому читателю это покажется оправданием после проваленной реализации в целом интересной задумки.
Насколько мне известно Гейман пишет и работает над разными жанрами в своей литературе ( помимо комиксов, которые сейчас принято называть броским, гротескным и пафосным названием "графический роман") сказками и более взрослыми романами, и в данном случае, мы имеем дело со сказкой. Сказка эта довольно скучна для взрослых, несмотря на всю свою бьющую через край динамику, детям же я ее тоже бы не советовал из-за мрачности, безысходности, одиночества ( свойственного англичанам и видимо Нилу Гейману) и некоторых мерзких неприятных косноязычных деталей, которые написаны и переведены столь образно, что хочется закрыть книгу и бросить ее от греха куда нибудь подальше и желательно навсегда. Думаю это тот самый первый минус, который может оттолкнуть потенциального читателя. Возможно даже сразу от всего творчества Нила Геймана. Второй минус - это вторая половина произведения. Пройдя все дебри, наполненные нагнетающим автором одиночеством и выразительной гнилью, Гейман достаточно динамичным образом переходит к действию и надо ему отдать должное- описывает всю интригу сюжета довольно неплохо. Да,интрига банальна, использована и не раз в каждом произведении подобного жанра , а сама история и персонаж блоха - это типичный инопланетянин из сериала Доктора Кто, и все повороты сюжета сколь предсказуемы, столь угадываются в упомянутом выше сериале.
Ну, и наконец третий и самый основной минус романа "Океан в конце дороги" - это вторая половина произведения, которая максимально близка к финалу, но по страницам автору ксожалению захотелось еще чуточку развернуться. Вот это и есть его самая главная ошибка в данном произведении. Герои слишком быстро побеждают главного злодея ( динамика в тексте даже слишком большая) и да бы протянуть еще около сотни страниц автор начинает вводить новых отрицательных персонажей, чтобы потом в финале кое как сформулировать и связать все написанное воедино с некоторой моралью повествования, которую автор скорее всего сочинил на ходу.
Эта ошибка часто встречается в низкосортных сериалах, как правило на 4-5 сезоне, когда у сценаристов начинаются серьезные проблемы с фантазией и начинаются подобные, мягко говоря, слабые и неоригинальные повороты в сюжете.
Несмотря на все это , за исключением хорошей динамики, отдельных ярких сцен с дождем, грозами ( правда сцена в ванной между отцом и сыном - сразу вспоминается второй американский "Звонок"), и описанием главной злодейки, сильно проигрывает другим произведениям подобного жанра. Как бы плохо я не относился к роману Кинга "Доктор сон", но он в сравнении с этим просто шедевр. Тем не менее в финале автору все-таки удается связать логичным образом концовку с началом и даже некоторым, весьма доступным и незамысловатым образом - все объяснить. Фантосмагоричный и фентезийный сюжет книги не что иное , как детская адаптация история одинокого, закомплексованного ребенка, который начинает познавать все жестокости окружающего мира и познавать действительность в довольно недоброжелательных и нападающих красках. Чем не история Сэлинджера? Здесь ведь тоже, по-своему, описан период взросления. Главный герой Геймана познает все основные реалии жизни: опасность, смерть, дружбу, самопожертвование и что самое важное в этом тексте он расстается с детским эгоизмом, столь типичным для его возраста, но которое проходит, увы, не у всех и не всегда. Это пожалуй самое прекрасное и ценное, что можно найти и познать в этой довольно средненькой книжке. Есть все-таки за что при желании благосклонному читателю уцепиться.
И если подвести баланс, то на выходе из мира Геймана мы получим неплохую задумку, которая из-за не очень богатой фантазии автора ( надеюсь только в этом конкретном произведении) не реализовалась в интересную историю. Да, у истории есть мораль, а у автора явный талант писателя рассказчика, но на этом и все. Ну, а может быть просто нельзя смешивать реализм Селенджера с жанром фэнтази,. Как знать - как знать, а может автор и вовсе к 2013 году просто-напросто исписался. В общем, троечка...P.S. Тем не менее я еще делаю ставку на взрослые произведения Геймана ( например его самый всюду и всеми хвалебный роман "Американские боги"), ну а если и там ничего нет... Значит полный провал и ни коем образом не литература. А зачем читать не литературу?
1393