Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Новый Вавилон

Мишель Бюсси

  • Аватар пользователя
    VikaKodak10 апреля 2025 г.

    Одна Земля, один народ

    Когда популярный автор пробует выйти из зоны комфорта - это заслуживает уважения. В "Новом Вавилоне" Мишель Бюсси, один из самых популярных французских писателей и, между прочим, политический аналитик замахнулся на новый для себя жанр - антиутопию. Впрочем, на первый взгляд, мир, о котором рассказывает Бюсси, выглядит вполне утопичным и удивительно стабильным что в социальном, что в экономическом плане. Здесь даже учительница начальных классов может позволить себе симпатичный домик на острове Хонсю, а пенсионеры - бунгало в акватории кораллового рифа. Открытие телепортации на сто процентов решило вопрос зрелищ, но и в хлебе здесь, кажется, никто не испытывает недостатка. Поэтому когда в деревне Тетаману на архипелаге Туамоту происходит шокирующее убийство пяти супружеских пар, это производит эффект разорвавшейся бомбы.

    Расследованием преступления занимается антитеррористическое подразделение по руководством майора Артема Акиниса. И, скажу честно, первая половина книги пролетела для меня на одном дыхании. Несмотря на то, что команда Акиниса буквально наступает на пятки убийце, тот каждый раз чудом уходит от погони. И в эту головокружительную гонку оказывается вовлечена Клео Луазель, та самая учительница, оказавшаяся не в то время не в том месте. Клео предстоит совершить удивительные открытия: велосипеды - это не только музейные экспонаты, но и средства передвижения, на земле есть люди, которые в корне не согласны с действующим мироустройством, а основной закон мира совсем не так непреложен, как должен бы быть .

    Помимо всего прочего Мишель Бюсси поднимает интересную тему: так ли человеку важно осознавать себя частью целого или мы самодостаточны по своей природе? Имеет ли значение национальная идентичность, культурная, расовая? Жизнеспособен ли социум, в котором притязания человека на принадлежность к группе людей, объединенных общими интересами, едва ли не приравнивается к террористическому акту? И может ли считаться демократией политическая система, где все рычаги влияния сосредоточены в руках одного человека?

    Удовольствие от оригинальной идеи общедоступной телепортации мне подпортила недавно прочитанная книга Йоава Блума "Я всегда остаюсь собой" с очень близким фантастическим допущением. Но, могу сказать, что первые шаги Мишеля Бюсси на антиутопическом поприще выглядят вполне уверенными. Правда, вот беда, придумав концепцию, автор обидно режется на мелочах. В самом начале Клео объясняет своим ученикам: для того, чтобы совершить телепортацию, нужно ввести координаты требуемого места. Телепортироваться мгновенно можно только в свое частное пространство. Так каким же образом полицейские и убийца совершают телепортационные "скачки", как, к примеру, во время погони в пустыне Аралкум? Как проверяют координаты? Когда успевают их вводить?

    Но больше всего в книге Мишеля Бюсси сбивает с толку странный постулат, что любое путешествие - это всего лишь способ добраться из точки "А" до точки "Б", а без телепортеров ты все равно, что без ног. Удивление одного из персонажей, заметившего в море парусную яхту, выглядит почти карикатурным. А мир, в котором отменили не только автомобили, но и велосипеды, самокаты, скейты - ущербным. Впрочем, что может написать о велосипедах человек, который едва ли в них разбирается? Даже не представляю, каким образом несчастным героям удалось развить скорость шестнадцать километров в час на разбитой дороге, которой не пользовались пару-тройку последних десятилетий, или в пустыне со всеми ее прелестями в виде песка под колесами. Где-то там, на просторах бывшего Аральского моря логика умерла окончательно. Что весьма прискорбно ввиду ожидающего нас впереди рассказа главгада, как он докатился до жизни такой.

    Тем не менее, книга получилась яркой, динамичной, очень кинематографичной. Живописные полинезийские пляжи сменяются заснеженными склонами Гималаев, изящный домик в сакуровой роще - бразильскими трущобами, бескрайняя пустыня - буддистским храмом. Уже прочитанные мной книги Мишеля Бюсси давали некоторые основания предполагать, что ближе к концу "Нового Вавилона" грядет некое событие, которое перевернет все с ног на голову, но нет, финал вряд ли вас удивит. Хотя, скорее всего, доставит моральное удовлетворение. Но достаточно ли этого?

    39
    285