Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Good Omens: The Nice and Accurate Prophecies of Agnes Nutter, Witch

Нил Гейман, Терри Пратчетт

  • Аватар пользователя
    Аноним5 апреля 2025 г.

    Воссоединение для отмены конца света

    "Благие знамения" или "Добрые предзнаменования", или "Good Omens"  - у разных издателей разный перевод названия книги, а может кто такой умничка и читает в оригинале.
    Это история вечной борьбы Добра и Зла. Ангелов и Демонов. Света и Тьмы.
    Это юмористическое фэнтези построенное вокруг библейского сюжета. Какие-то из событий ставятся под сомнение, какие-то сатирически обыгрываются, но это фэнтези и понятно что тут не подлинная история.
    Яркие, детальные и колоритные персонажи.  Много интересных, но главными героями являются Ангел Азирафаэль и Демон Кроули.



    "Кроули (ангел, не столько падший, сколько катившийся по наклонной)"



    "Высокие скулы, темные волосы, туфли из змеиной кожи… если, конечно, это были туфли. Языком Кроули умел проделывать удивительные вещи, а если забывался, иной раз мог и зашипеть. Кроме того, он очень редко моргал."



    "Почти всем, кто впервые встречал Азирафаэля, бросались в глаза три его качества: он англичанин, чрезвычайно умен и явно голубее летнего неба в рекламных брошюрах мелких турагентств. Две ошибки: что бы ни воображали поэты, но Небеса – вовсе не Англия; кроме того, ангелы – существа бесполые, если только не приложат некоторые усилия в этом направлении. "



    "Азирафаэль. Он, разумеется, враг. Но враг на протяжении шести тысяч лет – это почти друг."



    "Вопреки распространенному мнению, крылья демонов такие же, как крылья ангелов, только более ухоженные"




    "Кроули и Азирафаэль тайно встречались на крышах автобусов, в картинных галереях и на концертах, дабы обменяться впечатлениями и улыбками."


    Когда читаешь их диалоги, можно представить что писатели книги распределили героев между собой и в ангеле чётко просматривается Терри Пратчетт, а в демоне соответственно Нил Гейман, как будто это они перед тобой ведут беседу)



    "Слушай, ты ведь понимаешь, что я прав. С арфой в руках ты будешь так же счастлив, как я с вилами.
    – Ты же знаешь, мы не играем на арфах.
    – А мы не пользуемся вилами. Я выражался риторически."




    – Тебе не нужно спать. И мне не нужно спать. Зло никогда не спит, а Добродетель вечно на страже.




    "Если ты ангел, это еще не означает, что ты идиот. "



    "А что, если мы оба не правы? Вдруг я поступил хорошо, а ты – плохо? Смешно, правда?
    – Да как-то не очень, – сказал Азирафаэль."





    -Осторожно, пешеход!
    – Он знал, чем рискует, когда вылез на улицу! – огрызнулся Кроули, втискивая «Бентли» между припаркованной на обочине машиной и такси.



    "– Может, какой-нибудь террорист?.. – начал Азирафаэль.
    – Только не из наших, – сказал Кроули.
    – И не из наших, – сказал Азирафаэль. – Хотя у нас, разумеется, не террористы, а борцы за свободу."




    " и с улыбкой взглянул на Кроули. – И еще мне хотелось сказать тебе, – добавил Азирафаэль, – на случай, если мы не выберемся из этой передряги… я всегда буду знать, что в сокровенных недрах твоей души есть искра добра.
    – Ой, спасибо, – с горечью ответил Кроули. – Ой, утешил.
    Азирафаэль протянул руку.
    – Я рад нашему знакомству, – сказал он.
    Кроули пожал ее.
    – Ну, до следующего раза, – сказал он. – И… знаешь еще что, Азирафаэль…
    – Что?
    – Просто запомни, что я всегда буду знать – в сокровенных недрах твоей души ты в достаточной степени сволочь, чтобы стать достойным любви"



    "Время тем и прекрасно, говаривал Кроули, что оно неуклонно уносит тебя все дальше и дальше от четырнадцатого века, самого паршивого и скучного столетия, какое только видывали, извините за выражение, небеса."



    "И людей он почти полюбил. Непозволительная слабость для демона.
    Разумеется, он прилагал все усилия, чтобы сделать их короткие жизни как можно более несчастными, такая уж работа, но его каверзы были гораздо невиннее тех, что люди придумывали себе сами. У них к этому просто талант. Природный дар, почему-то встроенный в исходный замысел. Придя в мир, полный неприятностей и опасностей, человек посвящает львиную долю энергии тому, чтобы сделать его еще хуже. "



    В центре сюжета подмена младенцев. На землю пребывает маленький Антихрист, и его надо было подменить с новорожденным обычным ребенком. Но в тот день родилось 2 малыша и произошла путаница, Антихриста внедрили не в ту семью, которую запланировали силы зла. Прибытие Антихриста сулит Армагеддон, Апокалипсис и посовещавшись, главные герои решают вмешиваться в воспитание будущего Антихриста, чтобы избежать конца света, т.к. человеческий мир им полюбился. Но по не знанию путаницы, прибывают к обычному человеческому ребёнку. А сам Антихрист то, даже и не подозревает что от него ждали - растёт себе по добру по здорову вообще в другой семье....



    "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    Дети! Устраивать Армагеддон может быть опасно.
    Не пытайтесь повторять это дома."



    В книге довольно много английского юмора, дружеских подкольчиков, сарказма, тонкой иронии.




    "– Как-то не припоминаю, – сказал он. – Что это?
    – Чайковский. «Another One Bites the Dust»"



    "Я не понимаю, зачем было так стараться, создавая людей людьми, а потом расстраиваться из-за того, что они ведут себя как люди"



    "– СЧИТАЙ, ЧТО НЕ УМИРАЕШЬ, – сказал Смерть. – ПРОСТО УХОДИШЬ РАНЬШЕ ПРОЧИХ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В ТОЛКУЧКУ."



    " будущее представляется черным, мрачным и ужасным. Никакого света в конце туннеля – а если он там и есть, то это встречный поезд;"



    "Шум, визг, скрежет металла. Машина остановилась.
    Азирафаэль прищурился, опустил руки и неуверенно открыл дверцу.
    Ты в кого-то врезался, – сказал он.
    Нет, – сказал Кроули. – Кто-то врезался в меня.
    Они вышли из машины. Позади «Бентли» на дороге лежал велосипед; его переднее колесо было трудно отличить от ленты Мебиуса, заднее, замедляя вращение, угрожающе пощелкивало.
    – Да будет свет, – сказал Азирафаэль. Бледно-голубое сияние наполнило проселок.
    Из придорожной канавы донесся чей-то голос:
    – Черт возьми, как вы это сделали?
    Свет погас.
    – Сделали что? – виновато спросил Азирафаэль.
    – О-ох, – теперь в голосе звучало замешательство. – Наверное, я обо что-то стукнулась головой…
    Кроули выразительно глянул на длинную царапину вдоль блестящего крыла машины и вмятину на бампере. Вмятина выпрямилась. Царапина исчезла.
    – Выбирайтесь, юная леди, – сказал ангел, вытаскивая Анафему из папоротников. – Все в порядке, ничего не сломали.
    (Это было утверждение, а не пожелание; у девушки был небольшой перелом, но Азирафаэль не мог отказать себе в удовольствии сделать доброе дело.)
    У вас не горели фары, – начала она.
    У вас тоже, – сказал Кроули виновато. – Так что мы квиты."




    "Ну, Ад, разумеется, хуже по определению. Однако Кроули неплохо помнил Рай и знал, что между ним и Адом есть кое-что общее. Во-первых, приличной выпивки ни там, ни там не сыщешь. А во-вторых, райская скука так же ужасна, как адские страсти."




    "Не думаю, что это разрешено – жечь людей, – сказал Адам. – Иначе все вокруг только этим и занимались бы.
    – Если ты верующий – то можно, – уверенно произнес Брайан"




    " Оружие придает вес духовным аргументам. В праведных руках, разумеется."



    "Человеческую историю гораздо легче понять, если уяснить себе: большинство великих побед и трагедий произошло не потому, что их виновники были по натуре своей плохими или хорошими. Они по натуре своей были людьми."



    "только в глубине человеческой души можно обнаружить нечто неподдельное: истинную благодать и настоящее убийственное зло."



    "Но стоит вам решить, что люди порочнее всех обитателей Ада, как они вдруг проявляют такое милосердие, что и Небесам не снилось. Причем зачастую речь идет об одном и том же существе. Конечно, во всем виновата так называемая свобода человеческой воли. Фигня редкая."



    "Кроули уже давно обнаружил, что ему становится всё труднее придумать хоть какое-то демоническое деяние, которое выделялось бы на фоне общепринятых гадостей. За прошедшую тысячу лет ему не раз хотелось отправить Вниз послание: «Послушайте, мы можем с тем же успехом бросить всё прямо сейчас, попросту закрыть Дит, Пандемониум и прочие лавочки и перебраться сюда; мы не в силах сделать ничего, что бы люди сами себе ни причинили, зато они творят много такого, до чего нам никогда не додуматься, причем нередко – с использованием электричества. Они обладают тем, чего нам так не хватает. У них есть воображение."



    "Доказательств тайного вмешательства Сатаны в дела человеческие более чем достаточно: войны, эпидемии чумы, неожиданные налоговые проверки… "


    Юмор в книге мне понравился, смеялась например над тем, как Кроули выращивал комнатные расстения - он когда-то где-то услышал, что с расстениями надо разговаривать чтобы они лучше росли. Он конечно эту фразу понял и применял по своему:  запугивал цветы которые плохо росли, загнивали, высыхали и чтобы остальные понимали какая участь их будет ждать, он брал самый увядший цветок, говорил остальным " Попрощайтесь"  и демонстративно его выбрасывал....


    "Его растения были самыми роскошными, зелеными и красивыми во всем Лондоне. И самыми запуганными."

    По выписанным некоторым цитатам, можно оценить что юмора тут достаточно и он хорош.


    Книга для любителей фэнтези, добрых сказок, альтернативной истории, кто любит читать и раздумывать о противостоянии добра и зла, возможности или нет, влиять на будущее, о природе человека - что нет априори добрых или злых людей, что-то заставляет их в какой-то момент выбрать ту или иную сторону, в каждом из нас есть и добро и зло, просто у каждого пропорции разные.

    46
    349