Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поселок

Кир Булычёв

  • Аватар пользователя
    Аноним26 мая 2015 г.

    Размышлизм на тему: "Почему "Поселок" - это совсем не "Голос тех, кого нет" ".

    (не то чтобы книга была настолько плоха, чтобы ее нельзя было ни с чем не сравнивать, или настолько похожа на Карда, чтобы сравнение напрашивалось само собой; просто мне ее посоветовали именно как "что-то вроде Эндера", а значит в уме я сравнивала постоянно)

    Дикая, неизведанная, загадочная планета. В обеих книгах этот момент - основная часть очарования. Но Кард (может, немножко сжульничав) умудряется подарить нам не просто зарисовку, а планету целиком - со всей ее флорой, фауной и историей. Незабываемое впечатление: не просто смотришь на страницы книги, разноцветные открытки или даже кадры из документального фильма - на самом деле попадаешь туда, видишь, ощущаешь, знаешь о мире не меньше, чем любой другой поселенец. Каждый листок, каждое существо тебе знакомо, каждая фаза каждого цикла, почему так, а не иначе.
    Булычев тоже рисует планету, враждебную, непонятную и чужую. Но у него, во многом из-за размаха, получаются лишь декорации для театра. Вот подпирающее облака дерево, гора из чистого золота, вот грибы, которые не грибы, но их можно есть, а вот одуванчики, которые не одуванчики, и подходить к ним нельзя. Что за зверь крадется между деревом и кустами одуванчиков - неизвестно. Медведь? Коза? Мустанг? Нет, этих мы знаем, а тут существо нам совершенно незнакомое. Густые мазки на холсте - набросать основу. Можете придумать свое собственное существо и поместить сюда - впишется идеально. Планета Карда прописана от и до - любое нововведение будет лишним.
    Сюжет. "Голос тех, кого нет" - роман, отчасти - детектив, отчасти - лабораторное исследование. Как можем мы объяснить ситацию с имеющимися данными? А если взглянуть с другой стороны? Кажется, мы узнали что-то новое. А что если... Стройте догадки, рассуждайте вместе с героями, попытайтесь сами найти ответ на вопрос (дух захватывает, честное слово). Знаете, я так до конца и не угадала, хотя ко многим выводам можно было прийти самой. Здесь автор играет честно, приберегая немного информации на конец - для пикантности.
    "Поселок" - это такой классический адвенчер, из категории книг, где кто-то куда-то идет. Не нужно ничего предугадывать - все очевидно настолько, насколько возможно. Кто-то (действительно, кто же?) должен умереть для трагичности, об остальных можно не беспокоиться. В таких книгах главных героев не убивают, в таких детских книгах - особенно. И хэппи-энд. Обязательный хэппи-энд на последних страницах. Чтобы в последнюю секунду добежать, успеть, остановить, спасти всех и каждого. Читатель успел поверить, что это - конец, гибель, траур, а тут - Ураааа.
    Идея. Или мораль - как хотите. Именно из-за ее отсутствия я в свое время перестала читать фантастику. "Игра Эндера" и чуть больше "Голос тех, кого нет" реабилитировали этот жанр для меня настолько, что захотелось перелопатить и перечесть все книги, попадающиеся на глаза, в надежде наткнуться на что-то подобное. Это романы, которые привлекают не только космическими кораблями (или скачущими единорогами), но и тем, что спрятано под вымыслом и бутафорией.
    Идеи и морали в "Поселке" не больше, чем в сказке про Ивана-Дурака. Пожалуй, даже меньше. Добро побеждает зло. Все. Настольная игра: вернись на две клетки назад, пропусти ход, - все равно неминуемо попадешь на клетку "финиш". Дети успели, потому что не могли не успеть, выжили, потому что не могли не выжить.
    В целом, если абстрагироваться от всего выше написанного, "Поселок" безусловно не плох. Булычев талантлив, из-под его руки выходят талантливые произведения. Ребенок останется в восторге. Взрослый, при соответствующем уровне симпатии к жанру, с удовольствием прочтет. Как качественный фильм для семейного просмотра: под настроение - самое то, но вряд ли запомнится чем-то особенным.

    13
    82