Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Höstdåd

Anders de la Motte

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2025 г.

    Дела, давно минувших лет

    В шведский провинциальный городок из столицы пребывает новый начальник местной полиции Анна Веспер с дочерью-подростком Агнес. Анну, не давая ей оглядеться, сразу плотно осаждают аборигены - представители бизнес-элиты.

    Двадцать семь лет назад на затопленном карьере утонул молодой человек Симон, при этом присутствовали четыре его закадычных друга Алекс, Бруно, Мари (она еще и двоюродная сестра Симона) и Карина. Без шума и пыли был констатирован несчастный случай, благо отец Алекса работал начальником полиции. Мать Симона, она же тетка Мари, Элисабет с выводами полиции категорически не согласилась, но до поры решила не бороться с ветряными мельницами и ждать подходящего случая. И вот, через двадцать семь лет, случай предоставился - папашу Алекса (он все эти годы так и руководил местной полицией) сменила Анна Веспер.

    Таким образом, Анна оказывается между двух огней: с одной стороны Элисабет подталкивает ее к расследованию давнишнего инцидента, намекая на криминал, с другой стороны - бывший начальник полиции Хенри Моррель (папа Алекса - теперь владельца строительной фирмы), владелец градообразующего предприятия Бенгт Андерсон (папа Мари - теперь мэра городка), четверо свидетелей давнего происшествия - уже все уважаемые граждане (Карина вообще звезда блогосферы всешведского масштаба), все они отчаянно не хотят ворошить прошлое.

    Анна постепенно начинает чувствовать подвох с обеих сторон и, одновременно, подозревает, что с давним несчастным случаем не всё чисто. К тому же, при странных обстоятельствах погибает человек, каким-то образом связанный с происшествием двадцатисемилетней давности.

    Повествование в книге ведется попеременно в двух временных отрезках: 28 августа 1990 года - день происшествия и осень 2017 - настоящее время. Роман представляет собой интересный, логичный, крепкий, стандартный шведский (или если шире - скандинавский) детектив. Автор Андерс де ла Мотт прямой наследник Хеннинга Манкелля и пишет примерно в том же ключе, что и, знакомые мне по их творчеству, его соотечественники: Камилла Гребе, Ханс Русенфельдт, Микаэль Юрт. Основными чертами подобных детективов являются:

    • наличие неустроенности и проблем в семейной жизни всех без исключения персонажей, в следствие чего они находятся под перманентным стрессом. Здесь даже дошло до того, что Анна в своей голове постоянно беседует со своим умершим от рака мужем, плюс Анна немного заикается в стрессовых ситуациях и мучительно пытается скрыть сей факт, кажущий ей почему-то постыдным;


    Анна знала, что заикается едва заметно — чуть притормаживает на определенных звуках, а иногда и вовсе говорит гладко. Она вообще не думала о заикании как о проблеме, пока родители, когда она училась в начальной школе, в один прекрасный день не отправили ее к логопеду. В результате Анна стала меньше говорить и сосредоточилась на слушании. Большинство слушает вполуха; в основном люди думают, что сказать, и потому упускают суть чужих речей. И не только слов и интонаций, но и свойственных людям бессознательных микровыражений: движения головы, жесты, мимика, паузы. Знаки, которые иногда идут вразрез со словами. <...> она, наоборот, сознавала каждое слово, каждую фразу, готовую сорваться с губ, и это чувство каким-то образом перемещалось в речевой центр. Превращалось в электрические помехи между мозгом и ртом, придавая Анне неуверенный вид. Анна бесилась, потому что на самом деле заикание не имеет ничего общего с неуверенностью.

    - значительная часть произведения посвящена семейным и другим бытовым неурядицам, проблемами с бывшими мужьями, женами, любовницами, любовниками, сыновьями, дочерьми, отцами, матерями

    • наличие сильных и независимых женщин в главных героях;
    • наличие голубовато розоватых отношений, причем представители "Голубой лагуны" всегда нежны, ранимы, искренни, чувственны, в общем, хорошие ребята. Это не портит и не улучшает сюжет, это просто там есть и все тут.

      "Осеннее преступление" хороший экземпляр современного скандинавского романа, продолжающего классическую детективную традицию тщательного и неторопливого расследования без особых спецэффектов и без смакования кровищи.

46
384