Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
Rusalka_russe25 мая 2015 г.За объемные произведения всегда страшновато браться: кажется, что читать будешь долго и оно никогда не закончится. "Будденброки" не из этой серии. Я даже не поняла, каким образом так быстро прочитала это произведение.
Конечно, на мое отношение к книге повлиял ее жанр. Это классическая семейная сага со множеством родственников, прислуги, бедных родственниц, незаконно рожденных детей и тому подобным. Мне очень нравится читать, кто у кого родился, кто на ком женился, кто с кем развелся и все остальные семейные передряги, поэтому книга оказалась моей на сто процентов.
С другой стороны, это и не совсем обычная сага: это "история гибели одного семейства". Автор подробно рассказывает нам о том, как на протяжении почти всего 19 столетия семья Будденброков медленно, но неуклонно идет к своему упадку и вот в конце Ганно в прямом и переносном смысле подводит черту под историей семейства Будденброков.
Будденброки гордятся не столько своими корнями, сколько их процветающим делом, которое их предок начал несколько поколений назад. Дело процветало и разрасталось и к 19 веку превратилось одновременно и в гордость и в погибель семьи Будденброков, и, прежде всего, в несчастье Томаса Будденброка. Почему? Очень часто, даже в наши дни, родители придумывают еще в младенчестве для ребенка будущую профессию, выбирают ее за ребенка. Очень часто ставший взрослым и получивший понравившуюся родителям профессию ребенок понимает, что душа у него к этому занятию не лежит. В наши дни, если очень захотеть, все можно исправить и в итоге заниматься тем, чем хочется. А вот трагедию, случившуюся с Томасом Будденброком в 19 столетии в Любеке, исправить намного труднее. Он с детства воспитывался, как продолжатель дела его предков, ему были вручены не только ключи от фирмы отца, но и толстая тетрадь с подробной родословной его семейства. Он должен был стать торговцем, должен был научиться вести дела и бухгалтерию, писать деловые письма и разговарить с грузчиками. А он хотел учиться в университете и читать великих философов. Но не мог: в руках у него была толстая тетрадь семейства Будденброков и его задачей было передать ее сыну. Внутренний разлад с самим собой не привел ни к чему хорошему: женитьба на холодной и аристократичной Герде, к которой тянулась его утонченная душа, привела у появлению чувствительного Ганно, который был талантлив в музыке, но не в отцовском деле...
В произведении очень много героев - не симпатичных, нет, но интересных. Так, меня особенно веселила пустоголовая Тони, которая на протяжении всего произведения бегала с толстой тетрадью, разводилась с мужьями и стремилась к "аристокрастичности". У нее тоже разлад в душе, но при этом он более поверхностный, проявляющийся внешне в "аристократичных" пенюарах, "аристократичном" поведении и других атрибутах жизни.
История распада, история гибели дружного и многочисленного семейства, история упадка некогда процветающего дела - это всегда грустно. Но у каждой истории есть начало и конец, в жизни человека есть детство, молодость и старость... Семейство Будденброков переживало свой рассвет, свою молодость в самом начале книги. Все остальные страницы являлись рассказом о неизбежной старости и смерти...
1039