Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Он уходя спросил

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Moonzuk1 апреля 2025 г.

    Дело о похищении Даши Хвощовой и конец Истории Российского государства

    Беллетристическое сопровождение девятого - последнего на сегодняшний день тома цикла "История Российского государства" (а может быть и вообще последнего - ведь после семнадцатого года было уже другое государство).

    Жанр - детектив или, как сейчас иногда определяют - ретро-детектив (пожалуй, автора фандоринского цикла можно было бы и отнести, если не к основателям, то к реаниматорам этого вида детективной литературы в России). Детектив качественный, хороший, в отличии от двух неудачных попыток продолжить линию Фандорина в японском варианте (особенно во второй книге).

    Поиски похищенной больной дочери состоятельной предпринимательницы позволяют создать своеобразную ретроспекцию российской жизни десятых годов двадцатого века (хотя конкретно основные события и происходят весной и летом 1914-го года, но исторический фон, воссоздаваемый Акуниным может быть отнесен к достаточно длительному временному интервалу - от "угасания" первой русской революции до начала первой мировой войны).

    Что мы видим глазами автора? Прежде всего - шаги научно-технического прогресса, меняющего ритм и устои жизни, требующего кардинальных перемен в самых разных областях деятельности (автор словами ГГ рассказывает о преобразованиях, назревших в правоохранительных органах).
    Женская эмансипация. Второй по важности персонаж книги - представительница женщин самостоятельных, волевых, деятельных, занимающаяся чисто мужским делом - она руководит частным сыскным агентством и сама является великолепным профессионалом в этой области.
    Ну и куда же без классовых противоречий и назревающих конфликтов рабочих с хозяевами средств производства. Пока их удается сгладить, разрушая единство трудовой массы, подкупая или запугивая наиболее влиятельных их представителей.
    Политические партии ведут свою линию. Большевики усиливают влияние в рабочей среде, а попутно, добывая деньги на революцию, не брезгуют "эксами". Свои интересы и у других партий - кадетов и октябристов, а также у представителей "правых " фракций в Государственной Думе. Их руководители личных амбиций и красного демократического словца ради, не вникая в суть вопроса, между делом (или бездельем?) губят проект, способный принести государству реальную пользу.
    Будет еще и "Бал мертвецов" у пресыщенно-извращенного представителя буржуазного общества с участием "потрясателей" старого искусства и могильщиков старой морали.
    Будет Распутин и больной наследник, безвольный император и высокопоставленные патриоты, пытающиеся "спасти Россию" своими методами. И будет, повторюсь, крепкий детективный стержень всего повествования.

    7
    603