Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Honour

Elif Shafak

  • Аватар пользователя
    tkaunz24 мая 2015 г.

    Боже, насколько же мы все разные... Восток и Запад одного континента, а так не похожи...
    Поразительно. И ужасающе порой.


    Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. © Wikipedia

    Центральная тема этой книги - понятие чести. Но только не нашей "западной", а совсем другой, более жестокой, в нашем понимании совершенно несправедливой и нелогичной, "восточной" чести. Той, что возводит железо-бетонную стену между мужчинами и женщинами и низвергает последних пучину постоянной зависимости. Той, что обличает старших в глазах младших. Той, что толкает на преступление против самого близкого и дорогого на свете человека - матери.
    Той, что нарушает законы природы и противоречит самому естественному человеческому желанию - быть счастливым.

    Пимби Топрак обыкновенная курдская девушка из большой и не очень богатой семьи. По случайному стечению обстоятельств она вышла замуж за жениха своей сестры и уехала жить в Англию. Спустя время её муж стал игроком, а через некоторое время вообще нашел любовницу и ушёл из семьи. Оставшись в одиночестве с тремя детьми на руках, Пимби всеми силами боролась за достойное существование для себя и своих близких: работала, следила за домом, воспитывала сыновей и дочь, забывая о себе, делала всё, чтобы они ни в чём не нуждались и чувствовали себя счастливыми.
    Однако всему есть предел, и Пимби наконец поняла, что и ей нужна помощь, поддержка и сочувствие, она тоже нуждалась в человеке, который бы не только брал, но и давал... И она его встретила.


    Дело в том, ..., что женщин Создатель скроил из тончайшего белого батиста, а мужчин из плотной темной шерсти. Одним предназначено господствовать над другими – такова воля Аллаха. А главная обязанность всякого человека – безропотно покоряться Его воле. Дело в том, что на черном пятна не видны, а на белом даже самое маленькое, слабое пятнышко бросается в глаза.

    Нет для женщины большего позора, чем внебрачная связь. Пусть даже самая невинная и чистая уже оставляет пятно на чести целого семейства, смыть которое может только кровь.

    Такая вот ужасающая жизненная несправедливость: пропадающий у шлюхи мужчина заслуживает лишь пары замечаний, а полюбившая другого человека женщина - смерти. Более того, в первом случае наказан должен быть даже не изменник, а скорее его любовница - рушительница семьи и домашнего очага - для неё и наказание жёстче: умывание кислотой не намного лучше смерти.

    Осложняет ситуацию ещё и культ старшего сына. Все эти обращения вроде "мой султан" и привилегии в виде отдельной комнаты и права голоса в конечном счете не только унижают остальных детей, но и приводят к завышенной самооценке и ощущению вседозволенности. А это плохо.

    Много маленьких случайностей и поступков разных людей складываются в конечном счёте в одну большую трагедию. В одно огромное и одинаковое для всех членов семьи (независимо от пола и возраста, кстати) несчастье.

    Потрясающая книга. Это Вы поймёте ещё в самом начале, когда только приступите к этой пыльной работе - разбору семейной истории, сортировке перемешанных воспоминаний и составлению цельного коллективного портрета.
    Но всё окажется далеко не так просто и понятно, как Вы привыкли думать. Автор сначала слепит Вашими руками изящнейшую вазу, постепенно украсит её замысловатыми узорами в восточном стиле. А когда Вы решите, что работа окончена, начнёте ощупывать её и рассматривать великолепные рисунки, она вдруг треснет и в долю секунды превратится в груду осколков...
    Вам будет больно. Из-за ран. Но больше от обиды на шутницу-судьбу и на самого себя. Потому что Вы наконец поймёте, что чудовищно ошибались всё это время.

    Такая вот она - восточная мораль. Непонятна. Жестока. Несправедлива. Но, тем не менее, пленительна.
    Мы можем удивляться, пугаться, радоваться, что мы-не-там-а-здесь... Но только не судить.
    Оставим эту прерогативу чему-то высшему - Богу, Аллаху, пространственно-временному континууму, только не человеку.
    Потому что люди слишком часто ошибаются.

    22
    131