Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним31 марта 2025 г.

    "Живет ли человек изнутри наружу или снаружи внутрь?" (с)

    Закрыв последнюю страницу романа, я поняла, что едва ли способна написать достойную рецензию. Не думаю, что с первого раза можно оценить и понять всю глубину мыслей, заложенных в нём. Это произведение из тех, которые с каждым следующим прочтением показывают нам новые слои и добавочные грани, поворачивающиеся к читателю очередным философским вопросом ранее ускользнувшим от внимания.
    А для меня пока что это первая встреча на которой я попыталась сконцентрироваться на чем-то одном. Но мне не удалось. Потому что в романе переплелись дружба, любовь, смерть, религия, политика, экономика. И мне хотелось подумать над каждой мыслью, каждым философским вопросом, заданным героем.

    Да, это не первое знакомство с творчеством Ремарка. Историю можете прочитать тут. Но всё, что я читала ранее не идет ни в какое сравнение с "Черным обелиском". Роман во многом автобиографичен, а потому в него вложено очень много личного. И главный герой романа - Людвиг Бодмер - такой образ молодого Ремарка, в ту пору, когда он служил в конторе по продаже надгробий, а по воскресеньям играл на органе в часовне при госпитале для душевнобольных. Думаю, что его фронтовые товарищи имеют немало черт с теми, с кем Ремарку довелось вместе сражаться на полях Первой мировой.

    Но я бы хотела отметить не главного героя, не его душевные переживания и рефлексию по вопросам жизни, смерти, веры. Что есть бог? и Что есть любовь? Не его наивность и идеализм и одновременный цинизм. Не его взросление и становление как личности. И даже не его чистую, возвышенную и несчастную любовь к душевнобольной девушке. Прежде всего роман поразил меня своей актуальностью, параллелями с сегодняшним временем. Эта книга, которая наглядным примером показывает, что история имеет свойство повторяться. Гиперинфляция, обнищание граждан и как следствие крах экономики. Рост реваншистских и псевдопатриотических настроений, приход к власти ультраправых сил, переросшее в автократию с "благими" целями возрождения нации и величия страны. Потерянное поколение, утрата моральности, доносы, пропаганда, разложение общества. Всё то, что происходило в 20-30 годах прошлого века происходит и 100 лет спустя.

    Но не хочется заканчивать рецензию на такой серьезной ноте. Все же Ремарк - романтик, даже несмотря на то, что все его любовные линии заканчиваются трагично. Этот роман не стал исключением. Образ Изабеллы-Женевьевы, девушки-загадки, девушки-наваждения перед которым не смог устоять Людвиг. Она кажется нездешней, потусторонней, заглянувшей за другой край. Она видит всё не так, как обычные люди, она слышит цветы и ветер, она задает странные вопросы и рассуждает на странные темы. Именно её линия отвечает за глубокий философский подтекст романа.

    А еще тут много дружбы и товарищеской поддержки. Черного юмора и сарказма. Вина и женщин. Всего того, без чего бы наша жизнь была бы никчемной. А герои тут вовсе не несчастны. Они живут, пьют, едят, разговаривают, любят и радуются каждому дню, даже на фоне развивающейся катастрофы.

    62
    453