Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Граф Монте-Кристо

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним20 мая 2015 г.

    Le comte de Monte Cristo (1845)

    Легендарный роман, насыщенный большим количеством героев, прошёл на ура, единственные небольшие претензии остались к объёму. Дюма сделал месть главного героя ну слишком изощрённой, запутанной, многоуровневой. Приближаясь к концу романа, уже начал поддавливать вопрос: "Ну когда же Эдмон угомонится, ё-моё?". Затянул Дюма сюжет в последней четверти.

    Наибольший интерес у меня вызвала первая часть. Именно здесь и только здесь мы встречаем моего любимого персонажа романа - несгибаемого аббата Фариа, этакую "глыбу" и "матёрого человечища", без всяких преувеличений. Человек широкой души и железной воли, энциклопедичного и, главное, практичного ума. Зацепило, как аббат отвечал на вопросы Эдмона, наподобие: "А как вы смогли сделать чернила?" или "Как вам удалось свить верёвку". "Элементарно!" - отвечал ему Фариа...

    Второй момент, который я вообще не мог предположить, догадаться о способе - побег из замка. Когда планы узников сорвались (подземный ход привёл не туда), я задумался. А что же будет на оставшихся сотнях страниц? И тот способ, что избрал главный герой, меня поразил. Потрясающе задумано и исполнено!

    Любопытное, конечно, соотношение: пять из шести частей посвящено мести, и лишь одна часть - непосредственно пути "рождения" графа Монте-Кристо (он же Синдбад-мореход, он же аббат Бузони, он же..., он же.... Господи, столько имён, немудрено было запутаться, но удалось избежать этого) из Эдмона Дантеса. Практически весь роман главный герой играет роль Бога, раздавая поощрения и наказания направо и налево, делая это очень искусно, но чаще всего просто издевательски. Эдмон уверен, что везде успеет, что время не властно над ним. Например, спасает своего так сказать, бывшего начальника, за минуту до того, как последний собирался распрощаться с жизнью. И ведь не торопится! Это позёрство и дикая самоуверенность меня раздражали. Хотя, несомненно, понять Дантеса можно. Однако месть - не наш путь. Порадовало, что в конце его всё же стала мучить совесть. Наконец-то! Под каток мести едва не попадают люди, не виноватые ни в чём - то же сын Мерседес, Альбер.

    Основным посылом романа для меня стали следующие обстоятельства. Неисповедимы пути Господни! Кто знает, кем бы был Эдмон Дантес, не попади он в заключение? Удачно ли сложилась семейная жизнь с Мерседес? Добился ли он материального успеха, работая в морском деле, или попросту бы утонул или разорился вместе с Моррелем? Попав в тюрьму, в конечном итоге он получает всё: и знания, и богатство, и прекрасную возлюбленную. А ведь Всевышний (в лице Дюма) довольно долго экзаменует Эдмона. Наконец, Эдмон не выдерживает и склоняется к голодной смерти, а тут появляется аббат Фариа...

    Вывод: никогда не надо сдаваться и опускать руки. Если что-либо произошло неприятное, то, возможно, это начало невероятного успеха. Или, другими словами, как говорится в одном из многочисленных законов Мэрфи: "Если какая-нибудь неприятность могла случиться, но не случилась, то в дальнейшем выяснится, что лучше бы она всё-таки произошла". Ну, а месть? Не стоит тратить на это время, нервы, деньги. Я бы на месте Дантеса всех простил, перечеркнул прошлое и начал новую жизнь.

    11
    103