Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
geksly2520 мая 2015 г.«Черный обелиск» - это моя четвертая встреча с Ремарком. До этого были, давненько правда, «Триумфальная арка», потом «Жизнь взаймы» и вот совсем недавно «Три товарища». Помню, что от все трех книг я плакала. Как у Ремарка получалось вырывать из сердца эмоции и слезы? Я не знаю. Насколько я чувствовала его главных героев. И вот – он – Обелиск. Была долго наслышана об этом романе. И вот наконец-то прочитала.
Честно говоря, ожидала я от этого романа больше эмоций что-ли. Думала, что в конце, как всегда, буду плакать. Но нет. Это произведение очень отличается от других произведений Ремарка прочитанных мною ранее. «Обелиск» - более философский! Я это чувствовала, по диалогам, по внутренним размышлениям главного героя. Но все же, непосредственно после прочтения, мне было сложно понять и оценить эту книгу. Оценить – не в смысле оценки, а оценить его сущность, глубину.
Прошло некоторое время и я вернулась к этому роману. И тут меня осенило: а я ведь до сих пор ничего не знаю об авторе! Даже при всей моей любви к нему. И чего стоит моя любовь. Краснею.
И вскоре я познакомилась с его биографией, после чего многое встало на свои места и «Обелиск», как и сам Ремарк, открылся мне в новом свете.
Оказывается в романе много автобиографического: Ремарк/Бодмер – участники Первой мировой, работа продавцом надгробий, учителем и органистом при госпитале. Вот откуда берет начало многосторонне знание того периода времени. Ведь Ремарк всегда знает, что писать и как писать. И в результате его язык – божественен.
И еще, оказалось, что в истории и литературе есть такое понятие, как «потерянное поколение» - это представители населения, которые в юности были отправлены на фронт, где были призваны защищать родину, убивать. И в результате, по окончанию войны – эти люди не могли оправиться от последствий войны и с трудом находили (если вообще находили) свое место и интерес к жизни. И вот – очень ярким представителем этого поколения и является Эрих Ремарк. Вот откуда эти глубокие диалоги о смысле жизни, откуда желание понять жизнь, мир. Почувствовать пятью или семью органами чувств внешний мир. Осознать любовь и человека, как природное явление. Вот откуда эти колоритные герои, каждый из которых чем-то отличается, но в тоже время приковывает взгляд.
Людвиг Бодмер – главный герой, романтический философ или философский романтик, который «вчера» еще был участником войны, а сегодня – продавец надгробий. Беден, мудрый и всегда полный раздумий и поисков.
Есть много степеней покидания и покинутости, - и каждая мучительна, а многие из них равны смерти.Этот герой, который «даже помочиться без мировоззрения не может», но и одновременно красивый во всех смыслах, живой, настоящий.
Каково ваше мнение о жизни? – спрашиваю я.
Он задумывается:- Утром другое, чем вечером, зимой другое, чем летом, перед едой другое, чем после, и в молодости, вероятно, другое, чем в радости.
- Правильно. Наконец-то я слышу разумный ответ.
Изабелла – в книге – душевнобольная, но сравнивая ее с другими людьми того времени, невольно думаешь: а больная ли? Может она даже самая нормальная! Чем-то даже интересная и Герда. Красивая, милая, простая, земная, противоположная Изабелле. Но дама вытягивающая ягодицами гвозди, или Рене де ля Тур – говорящая двумя голосами и проститутки-учительницы!.. Это что-то с чем-то.
Этот роман – шедевр! Этот роман – гимн жизни! Жизни той, над которой еще летает отголосок прошлой войны. Жизни – в эпоху перемен, нестабильности, практичности и страха. Но как сам Ремарк, так и его герой – ищет жизнь! Думает над жизнью и стремиться к ней.Напоследок, хочется сказать, что после прочтения Обелиска я стала ближе к Ремарку. И я обязательно буду его читать и перечитывать. Ремарк – гений!
1682