Рецензия на книгу
Hedda Gabbler
Henrik Ibsen
lutra-lo25 марта 2025 г.Это была лампа с опасным джинном
Я сначала разочаровалась, какой обман, зачем мне было читать про Гедду Габлер, если она настолько непоследовательна и деструктивна.
Я подумала, что она близка к Кэти из "К востоку от Эдема", но Кэти-то была умная женщина, и поэтому она как-то устроилась, а Гедда сама себя перехитрила и не вынесла огорчения. Но почему тогда столько актрис хотят сыграть эту роль, и пьесу продолжают ставить?
Особенно меня впечатлило интервью с Рут Уилсон, где она полностью разделяет мои мысли: Гедда недальновидна, живет одним днем, она играет судьбами окружающих и рада разрушить их. Она сама закрывает себе пути к счастью и не желает, чтобы кто-то рядом с ней был счастлив или более удачлив.
Гедда Габлер все время нападает: как она признается в сценке со шляпкой тетушки мужа, она просто не смогла удержаться, чтобы не оскорбить эту даму. При этом для Гедды дороже всего внешние приличия - скандал пугает ее больше всего, поэтому в моменте Гедда может быть хитрой, так она делает вид, что приняла шляпку тетушки за вещь их служанки... Но в целом, эта героиня - хаос и страдание. Она опасна и очень одинока.
Неприятное объяснение такой популярности этой роли может быть в том, что здесь Гедда - женщина. Кажется, если бы эта история была про мужчину, который использует одну женщину, заигрывает с другой просто потому, что ему нужен осведомленный зритель, и манипулирует третьей, ведь ей удалось сорваться с его крючка и не быть несчастливой - это была бы вполне заурядная история. Но женщина в центре такого водоворота - это что-то новое.
Другая идея - возможно, более интересная, что в этой пьесе смертельно опасной оказывается женщина в своем доме. Образ, который обычно ассоциируется с безопасностью, семьей и уютом, становится главной угрозой. И никто из окружающих Гедду персонажей не видит в ней опасность, они во власти стереотипа, и я, пожалуй, соглашусь, что подобное несоответствие создает большое драматическое напряжение.
Хм, чувствую, что приближаюсь к школьным сочинениям, но теперь хочется сравнить Гедду и Нору из "Кукольного дома" того же автора. Нора - фундамент дома и семьи, чей вклад остается невидим для ее мужа, чтобы не расстраивать его и с ним не ссориться. Гедда, наоборот, абсолютно не семейный и не домашний человек, где люди вокруг которой почему-то считают ее именно такой.
Мне нравится, что сюжеты Ибсена каждый раз удивляют меня и показывают новые варианты конфликта между людьми. И хотя как человек Гедда мне ужасно не нравится, теперь я думаю, что сходила бы на эту пьесу в театр.
14137