Рецензия на книгу
The Daughters of Temperance Hobbs
Katherine Howe
ccentipedee25 марта 2025 г.Спаси своего мужчину от древнего проклятия
Салемские ведьмы, академическая среда, родовые проклятия и история Новой Англии — у Кэтрин Хоу поучился уж очень неожиданно специфичный роман для того, чтобы беззаботно завалиться с ним на диванчик и перенестись на страницы «Дочерей Темперанс-Хоббс» без каких-либо последствий и размышлений погодя.
Не знаю я, что это за тема у писателей с процессами над салемскими ведьмами и главными героями — обязательно историками и обитателями университетских библиотек — но прочтя где-то 1/3 этой книги, я не смогла не вспомнить Дебору Харкнесс и её ужасающе огромную серию про ведьму, вампира и путешествия во времени. И если последняя более-менее оживляет и не даёт клевать носом наличием хронофантастики, динамики повествования и «фаерболлами», то здесь магия более приземлённая и не служит спецэффектами для блокбастера про дальнюю родственницу ведьмы и её несчастного муженька. Она есть и работает: как небольшой скромный дар, умеющий как и лечить, так и калечить чужие людские судьбы.
Конни — университетский профессор, специалист по истории Новой Англии, которая каким-то образом прошляпила момент своей беременности и теперь пытается скрыть это от своего мужа. Как и тот факт, что он может в любой момент погибнуть из-за проклятия, нависшего над всем её родом. Их мужчины погибают, а женщины остаются вдовами с одарённым дитятком на руке. Так продолжается до тех пор, пока одна из них не спасает своего возлюбленного собственноручно придуманным ритуалом и не записывает его на листе бумаги для будущих поколений. За этим ритуалом нам вместе с Конни и предстоит охотиться всю книгу.
Мне иногда очень сложно определить своё отношение к некоторым книгам, потому что в содержимом нередко скрываются интересные вещи, несмотря на общую слабую подачу текста или отсутствие какого-либо симпатичного мне, как читателю, персонажа. Они нередко влияют на восприятие всей книги в общем, как было с «Тайной моря» Брэма Стокера: вроде нудная солянка из всех возможных жанров, а послесловие просто убило весь критицизм и заставило взглянуть на прочитанное под совершенно иным углом. Нечто подобное случилось со мной и при прочтении «дочерей Темперанс-Хоббс», когда я всякий раз натыкалась на исторические факты, сноски или лор, посвящённый магии и салемскому процессу.
Конни очень странная главная героиня: до жути упрямая в своём желании разбираться во всём в одиночку и не посвящать близких ей людей в свои тайны, что в какой-то степени свидетельствует не о её внутренней силе, а о сильно очевидной глупости. С одной стороны, понять можно: не всеми тайнами и секретами нужно и можно делиться, но если дело касается человека, который тебе дорог, и эта тайна может каким-то образом ему навредить или поставить в неприятную ситуацию…я считаю, посвятить во всю суть нужно обязательно. И не стоит забывать тот факт, что человек, претендующий на звание доктора наук, каким-то образом упустил момент с собственной беременностью и распознал это на сроке в три месяца…если честно, до сих пор не знаю, как обойтись с этим знанием, но симпатии к Конни он мне не прибавил. Есть чёткая граница между состоятельностью и глупостью — и авторы зачастую перешагивают их не в лучшую сторону, пытаясь придать своим персонажам как можно более самостоятельный и взрослый вид. Когда-нибудь люди поймут, что попросить помощь не равно проиграть в соревновании на самую крутую еловую шишку на ёлке, а моменты, когда ты чётко осознаёшь, что тебе нужна помощь и тебе не стыдно её попросить и получить — и есть признаки осознанности, внутренней силы и мудрости, являющиеся тем самым необходимым элементом для придания себе наиболее крутецкого вида, а пока…пока мы вынуждены наблюдать за попытками Конни разобраться со всеми своими проблемами в одиночку и при этом не лопнуть от внутреннего напряжения и беспокойства.
Муж главной героини мне понравился больше впрочем как и её предки — у повествования здесь несколько линий, от лица разных героинь, связанных родственными узами, но разделённых столетиями. Это самые, на мой взгляд, любопытные сюжетные арки, где можно мельком зацепить быт и частицы истории прошлого, незнакомого мне в той мере, какой она была бы знакома американской аудитории, и это определённо сохранило книгу и сюжет в моих глазах в достойном виде.
Интересна тут и академическая среда: борьба за должность на кафедре, отбор аспирантов для курирования их диссертаций, интриги и сплетни и, конечно же, злые и коварные профессора, ворующие идеи и наработки своих учеников для продвижения по карьерной лестнице. Здесь Кэтрин Хоббс порадовала и заинтриговала, признаю и поднимаю руки — можете надевать наручники.
Что касается сюжета, то он здесь не слишком притязателен в плане твистов или саспенса: всё плавно и двигается ровно в ту сторону, которую задумала автор и которую может себе представить читатель, что оставляет меня в некотором смятении и подводит к финальному вопросу: а понравилась ли мне эта книга?
Как и в конце прочтения, так и в начале рецензии я по-прежнему не могу с определённой точностью заявить, в восторге я или в ужасе. У книги есть свои достойные места, как и бросающиеся в глаза недостатки, но больше я склоняюсь к тому, что это эдакий крепкий «среднячок»: кому-то нравится, кому-то нет, и в этом нет ничего страшного.
Как вариация очередного неогранённого камня, добытого из бесконечной сюжетной жилы под названием «Салемский процесс» — материал любопытный, но на что-то новаторское и совершенно непохожее на других представителей этого подсемейства салемских отпрысков как-то не тянет. И в этом, собственно говоря, тоже нет ничего страшного.
3579