Рецензия на книгу
Красные цепи
Константин Образцов
Аноним24 марта 2025 г.Начинали за здравие, а закончили...
Я люблю тру-крайм. Подкасты, репортажи, документалки — я готов ко всему. От мистики я тоже без ума. Да чтоб с атмосферой погуще. И вот эти два увлечения с пинком от Вселенной привели меня к Константину Образцову и его романам про темную сторону Санкт-Петербурга. И хотя в этом посте речь пойдет конкретно о романе «Красные цепи», наше знакомство состоялось ранее, с романа «Молот ведьм» (он же является второй книгой в условной трилогии автора). Но после пролога книга была отложена на "потом", хотя начало мне очень понравилось и даже загрузило.
И вот на Новый год мне в качестве подарка вручаются заветные «Красные цепи». Что ж, чем не повод начать цикл правильно, с самого начала.
Что же я получил в итоге? Крайне неровную историю, как по темпу, так и по стилистике. Давайте подробнее.
Завязка истории достаточно интригующая: у нас есть ритуальный агент Родион Гронский, который топит тоску в виски и разговорах с барменшами, пока его жизнь не встряхивает убийство одной из них. Наш герой приезжает на место преступления и видит подтверждение присланному с неизвестного номера сообщения: труп любимой (?) девушки. На месте уже работают специалисты, среди которых и наш второй протагонист — судмедэксперт Алина Назарова, которая видит в лице девушки ключ к разгадке своей семейной тайны. Таким образом наши герои оказываются связаны общей целью и общими врагами.
Вкупе с достаточно жуткими и реалистичными описаниями сцены места преступления складывается довольно-таки напряженная атмосфера увлекательного по-питерски готического детективного триллера. А со временем ко всему этому начинает подмешиваться нехилый такой пласт мистики с тревожными сценами, мерзкими персонажами и даже поиском древних артефактов. Ух, интригует, не правда ли? Вот и я так подумал.
И все было отлично вплоть до середины истории. К тому моменту я уже стал замечать некоторую мартисьюшность Гронского, но это не мешало воспринимать историю. Все шло, казалось, вполне логично и просто развивалось своим ходом.
А потом на сцену вышел Кардинал (для своих просто Карди), эдакий Майкрофт Холмс — всесильный, влиятельный и даже можно сказать неубиваемый бог из "МИ-6", который буквально владеет суперсекретной организацией спецагентов. И вот тут все пошло совсем не туда, куда мне хотелось. Я понятия не имею, что случилось с автором и чем он руководствовался при выборе курса, но с появлением ЭТОЙ ветки Гронского вторая половина романа как будто отпускает все тормоза и мчится куда-то в сторону фильмов «Обитель зла» или «Ван Хельсинг» с налетом Александра Невского (уот так уот).
Среди творящегося безумия становится очень тяжело разглядеть в этих Джейсоне Борне на пенсии и Джилл Валентайн "у нас дома" прежних Гронского и Алину. И поймите правильно, нет ничего плохого в том, что история заимела в свой багаж еще и экшн. Вопрос в том, как он туда был интегрирован. Старт истории был тягучим и напряженным, с загадками прошлого, поисками таинственного убийцы и вскрытием новых тайн. Потом начались бандитские разборки, шпионские интриги и буквально босс-файт с применением огнемета. И что я простить автору никак не могу — это отключение мозга у Гронского ближе к финалу.
Я не против мистического экшна в отечественных декорациях. Я в свое время был крайне доволен сериалом «Карамора» с Козловским, но там была совершенно иная расстановка акцентов.
Не знай я, как начинается «Молот ведьм», сильно бы пожалел о том, что заказал роман, когда добрался до финала «Цепей». Я дам Образцову еще один шанс, но судьба «Культа» (третьего романа цикла) висит на волоске.
Итого:
- Интересная завязка
- Жуткая атмосфера мистического Питера
- Вайбы книг Дэна Брауна
- Детективная линия Алины
– Убитая вторая половина книги
– Мартисьюшность Гронского и его тотальная слепота при всем этом
– Кардинал и все, что с ним связано
– Финал в стиле "Меня зовут Ник Фьюри, я собираю особенную команду"2225