Рецензия на книгу
Азазель
Борис Акунин
Аноним21 марта 2025 г.Корсет «Лорд Байрон» и другие причуды молодого следователя.
21.03.2025. Азазель. Борис Акунин. 1998 год.
Молодой чиновник сыскной полиции получает первое серьезное дело — загадочное самоубийство студента, которое оказывается лишь верхушкой айсберга. Следуя за уликами, он погружается в таинственный мир тайных организаций, где каждый шаг может стать последним. На его пути возникают опасные противники и неожиданные союзники, а также обворожительная незнакомка, чье очарование способно затмить разум. Но кто она: случайная встреча или часть чьей-то коварной игры?
Вновь и уже не в первый раз взялся за перечитывание цикла о приключениях Эраста Фандорина. Вновь меня словно закружило в водовороте времени и занесло в поздний XIX век, и окунуло в происходящие там исторические события. «Азазель» — начало похождений везучего сыщика, танец ума, интриг и непредсказуемых поворотов судьбы.
Стиль Акунина удивителен. Каждое слово здесь – как точный ход в шахматной партии, каждая метафора – маленький драгоценный камень, вставленный именно туда, куда нужно. Автор отлично создает особую атмосферу, где высокий стиль соседствует с просторечием, а французские, английские и немецкие вставки служат не просто украшением, а дополнительным элементом повествования, добавляя атмосферы и емкости персонажам. Это напоминает старинные картины, где мельчайшие детали фона зачастую значат больше, чем сам портрет.
Впечатляет и психологический портрет главного героя. Эраст Фандорин предстает еще алмазом, который только начинает свою огранку. В нем удачно сочетаются молодость и опыт, романтизм и профессиональный цинизм, аналитический ум и способность к эмпатии. А его диалоги с другими героями — своеобразная дуэль умов, где за внешними репликами скрываются глубокие подтексты и психологические нюансы.
Второстепенные персонажи также получают достаточно глубокую проработку. Каждый из них представляет определенный тип или социальную группу, но при этом сохраняет свою уникальность. Автор часто использует контраст при создании образов. Например, противопоставление молодого идеалиста Кокорина и циничного Зурова создает дополнительное напряжение в повествовании. При этом каждый персонаж, независимо от значимости, наделен своей логикой поступков и собственной системой ценностей. И нельзя забывать злодеев. Главные антагонисты — это не просто преступники, а люди с особыми качествами и философией. Они видят себя не разрушителями, а преобразователями мира, героями-цивилизаторами, что добавляет глубины их образам. Все антагонисты объединены общим замыслом, но каждый из них имеет свои мотивы и цели. Их взаимодействие между собой иногда приводит к конфликтам, что добавляет реализма их образам. При этом ни один из них не является картонным негодяем — у каждого своя история, свои травмы и свое видение будущего.
Антураж романа настолько живой, что кажется, будто страницы сами источают запахи имперской России: духов, табака, кофе и даже влажного камня питерских подворотен. Все эти элементы работают на создание особой атмосферы, где романтизм и реализм, высокая культура и примитивное насилие, европейская утонченность и русская стихия существуют в постоянном взаимодействии, создавая уникальный художественный мир, где каждый предмет, звук и запах имеет свой символический смысл и способствует раскрытию характеров и развитию сюжета.
Но нельзя не отметить и некоторые недостатки. Временами кажется, что некоторые повороты сюжета происходят чересчур легко или же объяснения даются слишком очевидные. Но эти недостатки скорее похожи на мелкие трещины на поверхности великолепной вазы: они не портят общего впечатления, но заметны при внимательном рассмотрении. Да и сверхъестественная везучесть Фандорина, как что-то абсолютно обычное немного портит впечатление.
В целом же, «Азазель» — это произведение, которое можно сравнить с хорошо приготовленным блюдом: все ингредиенты подобраны идеально, а вкус остается в памяти надолго. 8 из 10.
130930