Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Когда Ницше плакал

Ирвин Ялом

  • Аватар пользователя
    shnur77720 марта 2025 г.

    Лечение мудростью

    Книга американского писатели и философа Ирвина Ялома “Когда Ницше плакал” увидела свет в 1996 году, спустя почти двадцать лет после первой публикации автора. В то же время, она стала его дебютным, по-настоящему серьезным. большим романом, опытом в крупной форме. До этой книги Ялом практиковался только в написании некоторых новелл, большая часть которых была позаимствована им из собственной врачебной практики и представляла из себя их автобиографическое переложение. Однако, собравшись с силами, в конце концов, он прибег к настоящему жанру глубокого романа, причем не простого, но исторического повествования на философские темы. Об успехе этого предприятия можно судить по тому, что в двухтысячных годах книгу даже решено было экранизировать. Причем перенос на киноэкран оказался достаточно удачным.

    Сразу стоит сказать, что книга Ялома, при внешней простоте сюжета. на самом деле, повествует о вещах глобальных, о смене вектора развития человеческой мысли и пришествии новой эпохи культурного генома человечества. Если углубляться в детали, то дело в том, что в конце девятнадцатого века мир стал кардинально меняться, но для этих изменений не хватало новой философии и новаторского концепта человека как такого.

    Три великих мыслители и благодетеля человечества пытались сработать на опережение и представить свой, новый, более объемный и полноценный человеческий образ, который мог бы помочь выжить социуму в мире победившего атеизма и материализма. Имена им - Ницше, Фрейд и Маркс. Однако, несмотря на общее признание и популярность, главным в этой троице был наиболее малоизвестный представитель - Фридрих Ницше.

    Посвятив свою жизнь препарированию собственной экзистенции, доходя в познании мира до самых дальних уголков и границ, он сделал открытия, который будут оценены сполна еще спустя как минимум столетие. Первое - он предвосхитил всего Фрейда и открыл в нашей сущности элемент бессознательности, неконтролируемой воли. Более того, он изучил ее настолько, что его концепция "воли к власти" почти идеально накладывается на пару "Я и Оно" Фрейда. Кроме этого, Фрейд развенчал культурное подавление человека со стороны социума и его устоев, но не сумел предложить новой системы нравственности, (что привело к эпидемиям хиппи, нигилизму и гедонизму). Ницше же заранее предложил свою, совершенно новую и уникальную систему нравственных оценок и этики бытия. В этой системе человек становится аутентичным саморегулирующимся властелином своей судьбы и своего существования. Апогеем этого конструкта является катарсическое состояние "амор фати" - блаженной сопряженности с миром в “любви к судьбе” и принятии ее вечного возвращения. Естественно, основой этого подхода является не передел вселенной (который, как сейчас видно, привел только к глобальным проблемам и катаклизмам), но радикальное перестроение своего Я, своих эмоций, мышления и видения мира.

    Вторым же главным действующим лицом. как минимум, нашей эпохи стал Зигмунд Фрейд. Вероятно, во избежание каких-то слишком явных аллюзий, Ялом решил заменить фигуру Фрейда его учителем Йозефом Брейером, которому, наряду с Ницше принадлежат судьбоносные открытия в области тайной деятельности нашей психики. Именно Брейер формально считается основателем психоанализа, по сути начавшегося с лечения его пациентки Берты Паппенгейм. До этого случая, предполагалось, что все психические отклонения так или иначе относятся к телесной дисфункции - нарушениям циркуляции крови, спазмам и так далее. Однако Брейер, в борьбе с истерией своей пациентки, предположил, что причиной заболевания может являться травмирующий психический опыт прошлых лет, какое-то событие, навсегда изменившее представления человека, но вытесненное из памяти и не осознаваемое им. Эта ситуация произвела радикальное впечатление на Фрейда, который посвятил изучению феномена бессознательного всю жизнь.

    По сюжету романа Брейер и Ницше становятся так называемым жертвами "femme fatale", а если говорить предметнее - собственной страсти к ним. Чтобы вылечить Ницше от приступов мигрени, грозящих ему летальным исходом, Брейер предлагает поменяться ролями и пройти у Ницше курс терапии по лечению от отчаяния и поиску смысла жизни. Он признается, что его пациентка стала настоящим наваждением, он постоянно думал о ней, страстно желал ее, вся его жизнь поблекла и потеряла краски и какой-либо смысл. Профессиональные достижения, знания, статус в обществе, семья и дети - все это меркло перед лицом истинной, всепоглощающей страсти к своей пациентке, молодой, прекрасной девушке, которая видела в нем отца, спасителя и самого создателя. В долгих беседах герои понимают, что в них скрывается некая сокрушающая и неизведанная сила, которая очень тесно связана со страхом смерти. Постепенно, помогая один другому, они приходят к катарсису, переживая и выплескивая собственные подавленные эмоции, и понимая, что по-настоящему великими они стали не после мировых открытий, перевернувших землю, а после того, как они стали самими собой, властелинами своей воли.

    С чисто идеологической точки зрения, книга изобилует самыми разнообразными и излюбленными темами Ялома, которых он касался уже не раз. Это и общепонятные и расхожие темы отношений, сексуальности, проблем в семейной жизни, но также и самые глубокие, неразрешимые вопросы бытия и ничто, отношений человека к собственной смертности, глубочайшей депрессии, которая граничит с отчаянием и самоубийством. Все это искусно переплетается, но не перемешивается в постепенном раскрытии главных героев, их внутреннего мира и характеров. Разрешение же конфликтов Ялом находит в созданном им же экзистенциальном психоанализе, практике признания собственной смертности, придания смысла бытию, а также раскрытию своих истинных желаний, к которым, конечно же, относится и сексуальность.

    Вне всякого сомнения литературные таланты автора намного выше среднего. Во-первых, стоит отметить, какой-то плавный темпоритм повествования, словно ты сам переносишься на двести лет назад, где время и весь земной шар только набирает ход, чтобы превратиться в бешеную гонку к концу двадцать первого века. Описания Яломом различных пейзажей, элементов быта, квартирных интерьеров, языка, манер и так далее, говорят о его глубокой предварительной подготовке перед написанием книги.

    Что же касается содержания, то единственный вопрос может вызвать только тот момент, что Ницше, который судя по его наследию, превосходно понимал любые женские типажи и гениально разбирался в отношениях, оказывается по сюжету чуть ли не подростком-простаком, не разглядевшим или не желавшим разглядеть хитрую обманку коварной природы. Однако Ялом намекает, хотя и не развивает тему того, что все беды мира, всю тяжесть своей гениальности и безысходности существования автор бессознательно пытался спрятать на маленький островок своей бессмертной любви к девушке. И его последней битвой как раз и стало это разделение своих чувств - любви и страсти по разным сторонам своего духа.

    Подводя итог, стоит сказать, что “Когда Ницше плакал” может быть и не встанет в когорту гениальных творений нашего времени, но, как минимум, она блещет гениальным остроумием, глубиной сюжета и острейшей проблематикой, интересной для каждого человека. Этим творением, также как и “Экзистенциальным психоанализом”, Ялом ближе всего подошел к увековечиванию своего имени в сердцах потомков.

    5
    832