Рецензия на книгу
Загадка старого кладбища
Алексей Атеев
Аноним16 мая 2015 г.Библиотекарь Валентина Сергеевна Петухова слыла ярой атеисткой, с большим усердием (и удовольствием) разбивающей в прах религию и её догмы, а вот на досуге эта дама очень любила собирать грибы. Однажды прослышала наша пожилая любительница тихой охоты о невероятных урожаях в лесах близ деревни Лиходеевки и, дождавшись августа и отпуска, рванула за добычей.
А слава-то у деревеньки нехорошая, обычные люди её стороной обходят, старушки набожные при одном упоминании неистово крестятся, и лишь головы отчаянно-дубовые и в ус не дуют (до поры до времени, конечно).
Так вот, поселилась бесстрашная Сергеевна у местной старухи, на намёки ейные внимания не обратила и пошлёпала себе с утра пораньше в лес, за грибочками. А грибов-то ковёр – видимо-невидимо, так и забылась наша Петухова, так и до кладбища старинного, дворянского, добралась, в часовне от внезапно начавшейся грозы спряталась, а там…
Дела лихие творятся на кладбище этом, обряды проводятся, звучат заклинания, мёртвые из могил поднимаются, а невольным свидетелям происходящего жить остаётся совсем недолго.
Кое-как дожила наша героиня до утра, схватила ноги в руки и скорее домой, в город, да только и там ей покоя нет, нечисть на огонёк заглядывать повадилась, на чувствах материнских играть жестоко, а часы-то отсчитывают последние минуты. Помощь нужна Валентине, срочная и квалифицированная… Да где же её такую-то взять в те времена было?
Ну, а дальше ещё сильнее закрутился водоворот событий, нашлись и помощники, и свидетели, и обречённые, и колдуны с ведьмами вперемешку, и зомби-биороботы, и профессора с колдовской атрибутикой, и… Но нет, больше спойлерить мне не хочется, неправильно это.Считаю, что в книге есть два твёрдых плюса.
Первый – это соответствующая атмосфера. Повесть написана лёгким языком и представлена в форме деревенской байки, рассказанной полушёпотом тёмной ночью у лесного костра. Не могу сказать, что страшно «аж жуть», но оставляет приятное «послевкусие», как в детстве после страшных историй о «чёрной руке, зелёных глазах и гробах на колёсиках».
Тут же стоит оговориться, что не вся повесть выстроена таким образом, деревенская жуть в ней тесно переплетается с советской действительностью. Возможно, это выглядит несколько непривычно, даже дико, но приём довольно удачный, я считаю. Кстати, из недавнего, примерно в таком же духе написана «Малая Глуша» Марии Галиной.
Второй плюс – это юмор, тонкой ниточкой вплетающийся в текст повести. Юмор лёгкий, уместный, слегка задевающий границы сатиры.15890