Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
Аноним16 мая 2015 г.- Ведь наша революция была последней!
- Последней - имеется, революции бесконечны, а иначе - энтропия, блаженный покой, равновесие. Но необходимо его нарушить совета бесконечного движения.
Повествование ведется от имени инженера, одного из жителей космического корабля «ИНТЕГРАЛ» - Д-503. Штрихованный стиль. Совсем не похож на типичную художественную литературу. Автор применяет приемы, не ограничивающиеся словами, не вводит инъекцию своей антиутопии за раз, а наоборот - коротко, будто иголками, маленькими дозами, в разные места. Чтобы однажды синхронизироваться с главным героем, и услышать фразу:
«У Вас образовалась душа».В «Интеграле» скажут, что это болезнь. Случаи которой в последнее время становятся все более частыми. Эпидемия? Да, эпидемия революции. Её запах уже появился в воздухе того 1920 года.
Отныне начинается борьба двух «миров»: Ума (системы) и Души (революционно настроенных). Борьба «Я» и «Мы». Борьба между выбором: быть винтиком в механизме или стать свободным человеком (поставив под сомнение постулат героев произведения: «счастье в несвободе»)? Остаться нумером или получить свое имя? Так хотелось жить тем 20% человечества, выжило в ходе 200летней войны? К этому ли стремились?
Однако, ни Единое Государство, ни революционеры, готовые снести Зеленую стену - никто из них не уверен в себе. Каждый действует согласно своим соображениям, согласно приоритетов (Души или Разума).
До знакомства с I-330 символическим выражением жизненного идеала главного героя были прямая линия и плоскость, зеркальная поверхность, будь то небо без единого облачка или лица, «не омраченные безумными мыслями». Прямолинейность, рационализм, механичность жизнеустройства Единого Государства объясняют, почему в качестве объекта поклонения нумера выбирают фигуру Тэйлора. Антитеза Тейлор - Кант, пронизывающая весь роман, есть противопоставление рационалистической системы мышления, где человек - средство, и гуманистической, где человек - цель.
После знакомства, после образования души, после алкоголя вместе со своей худой подругой - Д-503 в сомнениях. Он задает себе вопрос о свободе, о счастье. Впервые слышит это дикое слово «Ты» и в душе у него водоворот новых, неизвестных до этого момента эмоций. Впрочем, герой чувствует свою ничтожность в течение всего произведения. Ничтожество относительно мощи и силы Единого Государства. Весы между «Мы» и «Я» колеблются, но преобладают в сторону «Мы». Д-503 не считает себя идеальным нумером: волосатые руки - «капля лесной крови», он понимает, что есть что-то в мире, не поддается логике и размышлениям. Все эти мысли спровоцированы И-330 ...Проведя аналогию с романом Хаксли «О дивный новый мир» мы видим существенное отличие: там - герои, рожденные из пробирки, запрограммированы на генетическом уровне. Замятинськие нумера - живые люди, рожденные отцом и матерью и только воспитаны государством.
На примере Д-503 мы видим эти сомнения: между человеческим, живым ощущением и чувством долга перед «Интегралом». Тем не менее, бунт не удался .. Пока не удался. Первая попытка была ошибочной. Д-503 был насильно прооперирован, и поэтому снова заброшен в рациональный мир своего мышления. Он снова начал верить в силу Разума, Единого Государства. Но это не значит, что автор убивает надежду. По моему мнению, это означает, что не всегда легко бывает сделать выбор - между свободой и счастьем. Замятин показывает, что выход из рабства - это не мгновенный процесс. Это процесс, который может длиться годами и поколениями. В зависимости от тяжести оков, которые нацепило на вас Единое Государство.982