Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Выбор Софи

Уильям Стайрон

  • Аватар пользователя
    Аноним18 марта 2025 г.


    Знаковое произведение для всей мировой литературы и американская классика от автора-обладателя Пулитцеровской премии (за полудокументальный роман "Признания Ната Тёрнера", 1967).

    Рассказчик, молодой писатель из южных штатов, переезжает в Бруклин и знакомится со своей соседкой - полькой, выжившей в Освенциме. Софи. Постепенно она рассказывает молодому человеку всю свою историю. И ей есть, что рассказать.

    Читателю жизнь Софи открывается постепенно, и не всегда Софи является таким уж надёжным рассказчиком. Параллельно мы погружаемся в будни 40х годов в Нью-Йорке. Война только что закончилась, и проблемы послевоенной адаптации, чувства вины у выживших перед погибшими, антисемитизма и расовой сегрегации стоят очень остро. Стайрон постоянно проводит это меткое сравнение: отношение к темнокожим в США и к евреям в фашистской Германии.
    Жизнь Софи в Нью-Йорке не так уж безоблачна, она связана совершенно больными отношниями с очень противоречивым и странным мужчиной. И это ещё одна загадка и ещё одна ветка повествования.
    Кстати, характерно, что роман достаточно откровенный и шокирующий. Однако сцены вопиющего насилия (пусть это и не самые душераздирающие сцены в романе) относятся совсем не к военному периоду, а к мирной жизни.

    Помимо разговора о крупных жизненных вопросах (о человеке и человеческой природе, о том, как людей ломает война, о чувстве вины и мести, о том, ради чего стоит жить, и как стоит, есть ли та грань, где уже не стоит, как найти новые смыслы и тд и тп), помимо создания картины быта и бытия 40х в США, автор ещё поднимает вопрос творчества, писательства.
    И читатель, ознакомившись с биографией Уильяма Стайрона, может попытаться понять, как выглядит литературный процесс. Чем больше читаю, тем больше убеждаюсь, что настоящая литература - это всегда автофикшн. Где авто так преломляется через фикшн, чтобы больше не быть конкретной жизнью отдельного человека, но стать реальностью понятной и воспринимаемой таковой всеми.

    8
    299