Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Монахиня

Дени Дидро

  • Аватар пользователя
    Аноним14 мая 2015 г.

    Времена и нравы меняются. Теперь (в наше время) каждый человек, в большинстве случаев, вправе принимать решение самостоятельно: от своей половой принадлежности, выбора профессии, рода занятий до вероисповедания и выбора субкультуры (байкеры, готы, стиляги и пр.). Но в каждом времени, в каждой эпохе присутствуют свои, индивидуальные недостатки. Всегда найдется что-то такое, что вызовет протест человечества, заставит взбунтоваться даже самое смиренное сердце. И современники эпох никогда не упустят возможности, чтоб не придать огласке то, что не вписывается в общепринятые нормы морали или другие признанные правила и законы.

    Дени Дидро, можно полагать, был не доволен и возмущен нравами церковной жизни (своего времени) и той власти, которую они сосредоточили в себе в отношении тех людей, которые попадали под их влияние и полное распоряжение, включая монашескую обитель. На примере своей главной героини Сюзанне Симонен, которая была насильно заточена за стены монастыря своими родными (а точнее матери, которая хотела за счет своей дочери искупить собственные грехи), хотел показать, что монастырь, это отнюдь не только мирная обитель для тех, кто посвятил себя служению Богу. Что это еще и приют, вынужденное общежитие, для тех, кто не нужен обществу. Там, где находилась главная героиня, переходя из одного монастыря в другой, всегда нарушались естественные права человека, а его обитателей лишали свободы, а порой даже растлевали. Таким образом, в монастыре можно было всегда встретить два типа людей: одни – лицемеры, примирившиеся со своим положением и извлекающие из него выгоду (сестра Тереза, настоятельница Христина), другие – это искренне верующие люди (сестра Урсула, отец Лемуан, настоятельница де Мони). Что до самой Сюзанны, то ее душевные метания переживали эволюционную эпоху.

    Она верила и любила, она уважала свою религию, она всегда стремилась отдавать дань Богу. Но то, с чем ей пришлось столкнуться в жизни (в миру, и в монастыре) воззвало ее сердце взбунтоваться. Каждый ее поступок, каждое движение было протестом против тех норм общества и религии, которые ступали на путь попрания человеческого достоинства, чудовищных преследований и лицемерию; которые пытались заглушить ее волю к свободе как «к неотчуждаемой прерогативе человека».

    Сюзанну легко понять. Не нужно прикладывать много усилий для того, чтоб искусственно, в себе, воспламенить пережитые ее чувства. Любой из нас, столкнувшись с насильственным домогательством, да и еще в таком месте, да и еще от лица настоятельницы монастыря, прейдет в полный ужас, отчаяние, и непременно станет искать способ бежать. Такое состояние души, когда человек полон сомнений, когда он стоит посреди противоречий, - бывает даже, - очень не легко оставаться вполне рациональным. В такие минуты, наш рассудок подвержен любому влиянию, и только, если ты сильный и готов вести борьбу, только тогда есть шанс не загубить себя. Не могу сказать, что Сюзанна была сильной, отнюдь нет, но в ней жила любовь и стремление к свободе. А тому времени, была несвойственна женская потребность в воли, свободе, выборе. Ее порицали, ее глушили страхами и муками, ее запирали в чуланах и монастырях. Одним словом – ее презирали. Потому, выйдя на свободу, она еще долго искала себе приют, прося о помощи у людей, прибегая к самым тихим и приглушенным местам, к самой низкой работе. Иначе.. иначе ее ждет тюрьма.

    11
    173