Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чужое лицо

Кобо Абэ

  • Аватар пользователя
    ermanokkseniya16 марта 2025 г.

    Писать следует, видимо, только тогда, когда ничего не случается

    "Душа человека - в коже"

    Я продолжила свое знакомство с японскими писателями и заметила общую черту: они все пишут в виде дневников, рассказов или притчей, что является главной особенностью японской литературы

    Скрыть смысл в записках и дневниках главного героя - основная сюжетная составляющая подобных книг и эта не стала исключением

    Аннотация:
    Герой романа "Чужое лицо" вследствие несчастного случая вынужден создать себе новое лицо-маску, отгородившись с его помощью от контактов с внешним миром. Однако, изменив свое лицо, он ощущает, как изменяется его личность. Маска не только окутывает надевшего ее человека некоей тайной, но и провоцирует новые, подчас весьма странные желания...


    В целом аннотация довольна стандартная, ничего удивительного, по описанию напоминает роман Марии Корелли "Вендетта. Или история всеми забытого" (не в 100% гарантии одинакового сюжета, но смысл вложен один)

    В данном случае мне было интересно, как японский автор (Кобо Абэ) сможет раскрыть сюжет и своего персонажа

    Во время прочтения меня не покидало две мысли:
    1. Где-то я уже это видела, только под другим "соусом"
    2. Слишком много драмы там, где она не в тему и безумная кастрофизация собственного ничтожества и эгоизма


    Всю книгу герой делал и рассуждал о двух вещах:
    почему это случилось с ним и как ему жить с таким уродливым лицом
    почему жена не "даёт" ему (это меня вообще поразило при прочтении, потому что главной проблемой в отношении с собственной женой была близость, а не душевное равновесие или попытка наладить контакт, как могло показаться)


    Почти всю книгу я наблюдала "перепалку" главного героя с самим собой, когда он пытается убедить себя в том, что это нормально, быть не таким, как все, но, в ту же секунду сомневается в том, что такое вообще "нормальность" и отметил, что люди так отчаянно хватаются за внешность, когда она не более чем оболочка, но в то же время, самая главная часть человеческого существования

    Небольшой отрывок для понимания:






    "...лицо служит не для того, чтобы демонстрировать его окружающим, а только для самого себя!.....
    ...но, по правде говоря, только ли в этом было дело?... так брезгливо оправдывалось мое второе "я"... И все же"

    Для меня было странным наблюдать подобное поведение, он буквально не мог определиться с тем, что ему нужно, как ему нужно, поэтому постоянно продолжал унижать себя и вести эгоистично, не обращая внимания на тех, кто находится рядом с ним, что другим тоже тяжело, особенно его жене, которая проявляла заботу, но он воспринимал все попытки контакта как жалость и не более...



    "Прежде всего последовательность тетрадей по цвету обложек: чеогая, белая и серая. Между цветами и содержанием нет, конечно, никакой связи. Я выбрал их наугад, просто чтобы легче было различать"

    Главный герой говорит нам о том (читателю и своей жене), что его дневник (повествование книги) ведётся с помощью тетрадей, которые разделены на обложки определенного цвета, главный герой утверждает, что между цветами и содержанием нет смысла, но при прочтении я заметила, что цвета обложки пересекаются с содержанием и настроением самого героя, в первую очередь его взглядов на сложившееся положение

    Чёрная тетрадь (она же самая первая): в ней повествование идёт на грани жалости и отчаяния, когда главный герой все видит в "чёрном цвете" и нет никаких проблесков надежды, когда он считает, что его лицо - символ всех бед и что ситуация не имеет абсолютно никакого решения, поэтому он отрицает все факты и виды решения проблемы, цепляясь за собственную жалость и никчемность (с одной стороны его можно понять: когда находишься в уязвимом положении и не понимаешь, как тебе быть дальше, вск вокруг кажется отвратительным и ты сам кажешь чужим, не таким, как все)

    Белая тетрадь (вторая по счету): в ней показано проблески надежды, когда главный герой решил облегчить себе жизнь, изменить её, измениться самому, пусть это было для него безумно тяжело и он долго к этому шёл, но факт один: результатом стала маска, которую он сотворил себе и с помощью неё решил начать новую жизнь, под "личиной" другого человека

    Серая тетрадь (она же третья и последняя): раскрывает все карты и мы видим результат того, что "сделала маска" (соответственно наш главный герой)


    В конечном итоге впечатления у меня нейтральные, снизила 2 балла за постоянные рассуждения на одну и ту же тему, без продвижения вперёд, ощущалось это так, словно у главного героя "заела пластинка", так и хотелось сказать: успокойся ты уже, обернись, вокруг тебя столько людей, каждый пытается помочь, а ты только и делаешь, что мучаешь себя и окружающих, он считал себя убогим и жалким, поэтому сделал вывод, что люди считают так же, но даже не пытался никого понять...

    Без спойлеров: концовка была неожиданной (хотя, если так подумать, то к этому все и шло)

    Книгу можно прочитать за 1 или 2 раза, но это не то произведение, к которому хочется вернуться, да там есть мораль и смысл, она заставляет задуматься о внешности, о том, какое значение люди придают картинке и что у каждого из нас есть маски, которые мы надеваем и эти маски меняются, в зависимости от того, в какую ситуацию мы попадаем и с кем мы находимся

    Но, главный герой этого произведения, показатель того, как нельзя делать, что невозможно иметь все сразу, что думать о чувствах других нужно тоже и вне зависимости от обстоятельств самое главное - оставаться самим собой, а не пытаться заменить себя кем-то и сбросить с себя всю ответственность

    53
    356