Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Генерал мертвой армии

Исмаиль Кадарэ

  • Аватар пользователя
    Marikk16 марта 2025 г.

    Весной 2024 года прочитала книгу Джейсон Гудвин - Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов , не скажу, что она произвела сильное впечатление, но там, в частности, писалось о том, что албанцы часто были главными возмутителями спокойствия в Османской империи и часто поднимали восстания. И тут меня осенило - а чего ж я ничего из албанской литературы не читала? Стала искать и наткнулась на эту книгу. А теперь к делу!
    1960-е гг., Албания. Итальянский генерал вернулся в эту страну, чтобы собрать останки павших во время Второй мировой войны солдат. Миссия хоть и почетная, но скорбная. Вроде бы Албания - крохотная страна, но это заняло у него два года, да и то не все были найдены. Такой отстранённый взгляд на свою страну глазами иностранца позволил автору не только выделить определенные национальные черты, но и ярче показать национальный характер. Вместе с описанием текущих дел писатель рассказывает и историю самого Генерала, а также небольшие кусочки жизней тех, кого он находит.
    Хоть и прошло двадцать лет с момента окончания оккупации, хоть и истлели тела павших, но в людских сердцах ещё сильна ненависть к чужеземному захватчику, любой албанец готов дать отпор вторжению из вне, у любого из них с собой винтовка и кинжал.
    Не скажу, что слушать было интересно. Понятно, что специфика темы наложила тут отпечаток, но не только это. Иной раз было такое ощущение, что плаваешь в каком-то болоте и не можешь из него выбраться. Так и тут. Повествование какое-то вязкое, читаешь, а такое ощущение, что стоишь на том же самом месте.
    Роман ярко демонстрирует особенности, характерные и для дальнейшего творчества Кадаре: любовь к изображению экстремальных ситуаций, выходящих за рамки бытового, повседневного; использование в повествовании разных рассказчиков (явных или скрытых); параболичность; некоторую условность образов; сочетание повышенного внимания к непонятному и таинственному с рационализмом.

    56
    302