Рецензия на книгу
Магия и Сталь
Дмитрий Бороздин
Аноним15 марта 2025 г.Магия, сталь, эльфы, люди и моя самая-самая первая рецензия здесь
Так-с, дорогие товарищи, давайте пойдём обстоятельно и издалека.
Мир «Магии и Стали», который называется Элфар, выдержан в стиле манапанк. То есть его от и до пронизывает магия и практически всё работает исключительно на ней, начиная от банальных бытовых мелочей, типа светильников или водопровода, и заканчивая огромными самодвижущимися экипажами и поездами. Боевая магия, естественно, тоже есть.
Магия в мире не берётся из ниоткуда и не уходит в никуда. Использование магии всегда даёт обратную реакцию на применившего заклинание. И чем мощнее заклинание — тем сильнее обратка. Например, запустив достаточно большой фаербол, вполне можно сжечь себе руку до уровня шашлыка.
Для того, чтобы воспользоваться магией, нужно пропустить её силу через катализатор — специальные символы. Например, чтобы заработал водопровод, символы чертят на трубах. И те, в свою очередь, начинают нагнетать воду. Чтобы телега поехала сама собой, магическое граффити наносится на колёса. Чем больше техника — тем мощнее нужны потоки магии и, соответственно, сложнее механизм её применения. Например, чтобы сдвинуть с места те самые гигантские самодвижущиеся экипажи, навиреты, применяется хитроумная система со сменными магическими дисками.
Магия бывает всякая и разная. Бывает по классике, стихийная: воды, ветра, огня, молнии и т. д. А бывает запрещённый дальний родственник некромантии — магия плоти.
Так как магия в этом мире вещь вполне обыденная, но в то же время весьма сурьёзная, за её применением следит межгосударственная и внеправительственная силовая структура под названием Стальной Гарнизон. Они выдают патенты на использование тех или иных заклинаний рядовым гражданам. А их специальные подразделения выдают не особо сопоставимых с дальнейшей жизнедеятельностью звездюлей магам плоти и их, мягко говоря, не самым прекрасным порождениям. Делают они это при помощи лунной стали — материала, который может зарубать магические потоки на корню.
Гарнизон был образован после трёх Эльфийских войн, которые прокатились по миру за последние пару сотен лет. Финальная и превратила, к слову, магию плоти в нифига себе какое оружие массового поражения. А если у кого-то сейчас возник закономерный вопрос, то да, Эльфийскими войны названы не просто так. В мире «Магии и Стали» помимо человеков обыкновенных обитают ещё и эльфы остроухие. Эльфы здесь — это как люди, умноженные на два: в два раза дольше живут, в два раза сильнее, в два раза быстрее, в два раза лучше видят в темноте. А ещё некоторые из них явно имеют в два раза больше гонора, причём не только относительно людей, но и даже собственных собратьев, отличающихся от них по национально-территориальному признаку, отсюда и кое-какие причины упомянутых ранее войн.
А чисто стилистически мир выдержан в духе западных цивилизаций начала XX века. Я, когда читал, представлял себе что-то типа «Атаки Титанов». Сам автор, Дмитрий Бороздин , говорил, что у него в голове была стилистика «Стального Алхимика». А в тг-канале издательства также упоминаются «Аркейн» и Dishonored. Думаю, у тех, кто знаком хоть с одним из перечисленных произведений, в голове уже сложилась кое-какая картинка.
Ну и что мы имеем на момент начала первой книги? В той части мира, где происходит действие «Магии и Стали», после трёх войн существует семь с половиной больших государств и пачка всякой мелочёвки. Где-то живут эльфы, где-то люди, где-то и те, и другие в разных пропорциях. Там, где две расы вынуждены сосуществовать вместе, частенько весьма нездоровая ксенофобная атмосферка. Во многих из этих стран за магическим порядком следит Стальной Гарнизон. Но золотые дни его давно в прошлом: служба в нём уже не считается честью, новобранцев с каждым годом всё меньше, местные городские заставы погрязли в бюрократии и коррупции настолько, что магу плоти, в принципе, ничего не стоит соорудить себе логово буквально в соседнем здании, да ещё и регулярно показывать Гарнизону из окна пятую точку в третьей позиции.
Но это всё в царствах-государствах, а между их границами находятся больные земли — наследие Эльфийских войн — выжженная мощными заклинаниями и отравленная магией плоти земля, по которой шляются и монстры, и всякие сомнительные личности.
И вот с таким бэкграундом нас приземляют в городок Лирранд, который находится на отшибе страны Рилании. И знакомят с главными героями, братом и сестрой близнецами, Якеном и Эрис. И тут я, как умудрённый годами прожжённый фэнтезийный чтец, закатываю глаза, а-ля мем с Тони Старком. Ой, опять наивные подростки на главных ролях в мире, где всё пошло по приключениям! Ну какое же избитое клише!
Однако, помимо подростков, которые, кстати, оказались норм, так что зря я сразу развонялся, нам быстренько напихивают ещё ажно цельную пачку персонажей. И у меня даже поначалу затылок болеть начал от их количества. Ну, сами посудите: брат с сестрой, магический учитель брательника, один загадоШный наёмник с трагичной судьбой, руководитель Гарнизона в этом регионе, трое новобранцев, ещё одна мадама из Гарнизона, предводитель отряда по выкашиванию монстров плоти одной эльфийской национальности, вторая наёмница другой эльфийской национальности, контрабандист третьей, аптекарша с сыном, какой-то аристократ-эльфофоб. И мало того, что все они в повествовании есть, так они ж ещё и не молчат, а постоянно, как бы между делом, перекидываются незнакомыми именами, названиями городов, регионов и событий. И возникает ощущение, что ты пришёл на какую-то тусу, где все друг с другом видятся уже не в первый раз и тупо продолжают общаться о своём. А ты в этот сериал пытаешься вклиниться серии так с пятой. ДА О ЧЁМ ОНИ ВСЕ ВООБЩЕ ГОВОРЯТ? Дмитрий, ёлки-палки, я про эльфов ушастых пришёл читать, чтобы тупо заниматься эскапизмом, а не вникать в хитросплетения очередного Игоря Престолова!
Но, справедливости ради, такое впечатление у меня было только поначалу. Потом, с одной стороны, завертелся уже актуальный экшен, а, с другой, при помощи глав-флэшбеков, многие не особо понятные поначалу нюансы были объяснены.
В результате, единственным проблемным моментом остались перемещения героев. Кто там куда пошёл, где это всё находится, ну фиг его знает. Но, благо, нынче у Элфара есть красивая карта, которая всё ставит на свои места.
В итоге, книжку я проглотил где-то за неделю. Порадовался необычному миру, колоритным героям, нетривиальной концовке, достаточному количеству в хорошем смысле серой морали и тому, что история хоть и имела крючки для дальнейшего развития, но именно эта книга оказалась вполне себе завершённым произведением. Ну и рекомендую теперь к ознакомлению всем, кому интересно всё то, о чём я сейчас распинался.
5427