Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Искус

Дарья Промч

  • Аватар пользователя
    Alex_Book14 марта 2025 г.

    Что есть наша жизнь, как не один большой выбор, состоящий из выборов поменьше? Даже раздумья о том, что съесть на завтрак, могут повернуть русло судьбы в другую сторону. А что уж говорить про неожиданные, иногда приятные, иногда не очень, встречи. Вот и «Искус» — про возможность, про выбор, про искушение.

    Паскаль и Певица, Певица и Паскаль. Два мира, что свёл проказник-фатум одним вечером. Паскаль — имя, отобранное у брата, — девушка забытого края, традиций, отстающих от цивилизации на несколько десятилетий. В один миг её устоявшийся порядок переворачивается (не буду спойлерить — это первые страницы), и вот она в небольшом баре на перепутье. Там же сидит Певица — дитя города, свободы, хаоса. Душа её черна, покрыта золой прошлого, а талант, что некогда возвёл на вершину, ныне не приносит счастья. И они встречаются.

    Две героини, две опоры книги. Они разные — по характеру, по стилистике, по невзгодам, — но следить за ними вместе или порознь — одно удовольствие. Паскаль — это ягнёнок, которого жизнь возложила на алтарь: невинный, трусливый, но добрый. Певица же — та, кто заносит над ягнёнком нож, решая, умереть ему или остаться в живых. Она — огранённый алмаз, но весь в трещинах. Отношения между ними — как сплошные аттракционы: весело, страшно, с криками, со смехом; но со стороны наблюдать безопаснее.

    Помимо них есть ещё главы от других персонажей — жениха Паскаль, одинокого старика, самого моря. Но, как мне кажется, есть ещё один участник событий — незримый, но важный: Амстердам. Город на страницах дышит, живёт, пульсирует. Он вечен и безмятежен со своими велосипедами, зоопарком, кладбищем и каналами, разрезающими улицы. Он такой же объёмный, как герои, со своим переменчивым характером. Вообще пространство в книге играет большую роль. Город Паскаль — чужбина, единение; более мифологизированное место. Для меня это метафора городов-в-самих-себя, которые трудно отыскать на карте. Они есть и их нет. Замкнутость в квадрате, отголосок прошлого. А Амстердам — это реальность: настоящее, здесь и сейчас.

    Текст написан прекрасно. Точечные сравнения, описания, красота метафор. И это идеально подходит для произведения, где философские рассуждения лежат в основе. Тут много разговоров о предназначении, морали, семье, человечности. Читать их — услада: нет навязывания, есть диалог не только героинь друг с другом, но и романа с читателем.

    Рекомендую.

    8
    524