Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним11 мая 2015 г.

    Максим Горький называл Салтыкова-Щедрина самым правдивейшим свидетелем нашей духовной нищеты и неустойчивости. Сам Михаил Евграфович считал, что неизменным предметом его литературной деятельности был "протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустословия".
    В романе "Господа Головлевы" представлена история вырождения дворянского рода на примере трех поколений семьи Головлевых. Это роман о семье, но семья предстает совсем не в том значении, какое мы привыкли видеть. Понятие "семья" в Головлеве имеет формальное значение, семейные узы лишь видимость, у людей, объединенных этим понятием, утрачены родственные связи, единственное связуещее звено - деньги, в этой семье отсутствует что-либо живое, она обречена на гибель.
    Это история многочисленного семейства Головлевых: глава рода Арина Петровна Головлева; ее муж никчемный пьяница, ненавидевший свою жену; нелюбимые сыновья Степка-балбес и Пашка-тихоня - человек, лишенный поступков, любимый, но все равно пугающий, Порфиша и дочь Аннушка, бежавшая из дому с корнетом; а позже две её дочки, сиротки-нахлебницы — Аннинька и Любинька; сыновья Порфирия - Петенька и Володенька.


    "В течение нескольких поколении три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, пустомыслие и пустоутробие, последний — являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы".

    Арина Петровна - властная женщина и деспотичная помещица, денно и нощно беспокоится об устройстве семейных дел, самозабвенно заботится о процветании рода. И благодаря стараниям и непрестанным трудам Арины Петровны Головлево процветает, многочисленные погреба забиты до отказа, но странное дело, домочадцы живут впроголодь, внучек кормят кислым молоком и попрекают лишним куском. Страсть Арины Петровны - накопительство богатств. Вот только для кого? Она и сама не знает. Но вся её жизнь основана на стяжательстве и расчёте, и ради иллюзорной цели будущего процветания рода приносится в жертву жизнь родных. В пустом доме Арина Петровна, будучи дряхлой старухой покинутой всеми, постепенно осознает бессмысленность прожитой жизни, но слишком поздно, нет былой энергии и власти.


    "Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка: во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!"
    "Эта женщина, благодаря своей личной энергии, довела уровень благосостояния семьи до высшей точки, но и за всем тем ее труд пропал даром, потому что она не только не передала своих качеств никому из детей, а, напротив, сама умерла, опутанная со всех сторон праздностью, пустословием и пустоутробием".

    Еще одной ключевой фигурой является Порфирий Владимирыч Головлев - младший сын Арины Петровны, прозванный в детстве братом Степкой Иудушкой, кровопивушкой. Все свои действия Иудушка прикрывает святыми словами и постоянной молитвой, но в сердце его нет бога, как нет ни милосердия, ни любви. Но "Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов". Он окружает людей паутиной пустословия, и сам, в конце концов, оказывается в этой ловушке. "Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь. Ведь страшно?" Даже для своих родных детей реальную помощь он заменяет длинными нравоучениями, осознанно обрекая их на погибель. Его тяга к стяжательству и накопительству еще более гипертрофирована, чем у Арины Петровны, у него не то чтобы каждая монетка, каждая ягодка на счету. И также как и мать, только перед смертью его накрывает прозрение, но тщетно, дом опустел, вокруг одни "умертвия".
    Вот такая история семьи, обреченной на вымирание из-за поразивших её увечий.


    "Вдруг, словно вша, нападает на семью не то невзгода, не то порок и начинает со всех сторон есть. Расползается по всему организму, прокрадывается в самую сердцевину и точит поколение за поколением. Появляются коллекции слабосильных людишек, пьяниц, мелких развратников, бессмысленных празднолюбцев и вообще неудачников. И чем дальше, тем мельче вырабатываются людишки, пока наконец на сцену не выходят худосочные зауморыши, вроде однажды уже изображенных мною Головлят, зауморыши, которые при первом же натиске жизни не выдерживают и гибнут".
    "Ни в прошлом, ни в настоящем не оказывалось ни одного нравственного устоя, за который можно бы удержаться. Ничего, кроме жалкого скопидомства, с одной стороны, и бессмысленного пустоутробия — с другой".

    И над всей этой трагичной истории нависает мрачная тень Головлева с его сумрачной угнетающей атмосферой, мертвой тишиной в пустынных холодных комнатах и запахом выморочности. Это имение превратилось для семьи Головлевых гробом, скрывшим их от жизни.


    "Головлево - это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву. Двое дядей тут умерли; двое двоюродных братьев здесь получили "особенно тяжкие" раны, последствием которых была смерть; наконец, и Любинька... Хоть и кажется, что она умерла где-то в Кречетове "по своим делам", но начало "особенно тяжких" ран несомненно положено здесь, в Головлеве. Все смерти, все отравы, все язвы - все идет отсюда".

    Пожалуй, этот роман можно назвать одним из самых мрачных произведений писателя.

    15
    159