Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним11 мая 2015 г.Я очень люблю Достоевского, и раньше часто «советовалась» с ним при выборе книг. Прекрасно помню, как сильно царапнуло меня пренебрежительное отношение Достоевского к творчеству Золя. В частности, роман «Западня» он сводит к сиюминутным социальным произведениям.
Я — нет. Мне в этом произведении видна не только сиюминутность и злободневность, но и вечность. На мой взгляд, роман не столько о проблеме пьянства (хотя и о ней, конечно же), сколько о том, как человек впускает в свою жизнь пошлость, как она завладевает им и губит его. Не общество губит, не алкоголь, а именно эта пошлость.
Вспомните сцену, с которой началось падение Жервезы. Вот она стоит, гладит белье, и заходит муж в легком подпитии. Подходит и целует жену на глазах у работниц. В моем пересказе нет ничего ужасного, но как это выглядит у Золя — больше десяти лет прошло с тех пор, как я прочла роман, а до сих пор помню, как это мерзко: жарко, вонь от потеющих полуодетых тел, винный запах от нетрезвого мужчины… Жервезе это не нравится, у нее появляется мысль оттолкнуть мужа, но она этого не делает. Она делает первый шажок по направлению к пошлости, грязи, — к пропасти. Ее дальнейшая судьба становится предсказуемой вплоть до самого конца. Она проглотила приманку «западни».
6112