Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним9 марта 2025 г.Трагическая власть красоты... и уродства
«Золотой храм» Юкио Мисимы — роман-исследование конфликта между человеком и идеалом абсолютной красоты, оставляющим глубокий и болезненный след в душе героя. Красота в этом романе не только вдохновляет, но и подавляет, превращаясь в тёмную и самозацикленную, разрушительную силу.
Главный герой, молодой послушник Мидзогути, с детства страдает от комплекса неполноценности. Физический дефект (заикание) вызывает у него социальную отчуждённость и внутреннюю пустоту. Его восприятие собственной ущербности постепенно перерастает в глубокое моральное разложение: «Вы все лучше меня, но у меня есть преимущество — понимание абсолютной красоты, а, через неё, и понимание остальных людей». Мидзогути искренне верит в свои суперспособности.
Стремясь компенсировать внутреннюю пустоту, Мидзогути становится одержим абсолютной красотой Золотого храма, что в конечном итоге превращается в мучительную ловушку. Герой готов на всё ради ощущения причастности к великому — даже если его надо при этом уничтожить, даже если оно само несёт разрушение и зло.
В отличие от большинства людей с комплексом неполноценности, Мидзогути не сравнивает себя с окружающими, а противопоставляет себя абстрактному идеалу — красоте храма, что само по себе парадоксально. Зачем сравнивать себя с тем, чего никогда не превзойдешь? Зачем обрекать себя на гарантированные муки? Храм — символ его абсолютного отчуждения не только от общества, но и от себя; неспособности найти внутреннюю опору через мир людей; выбор глубокой внутренней изоляции, которая порождает застой, гниение, трупные яды.
Мисима виртуозно раскрывает психологизм героя, показывая его абсолютный эгоцентризм и неспособность воспринимать мир иначе, чем через призму собственного «Я». Даже красота храма становится для него не ценностью, а всего лишь инструментом (суперспособностью), с помощью которого он пытается утвердить собственную исключительность и превосходство.
Мидзогути с детства склонен к мелким подлостям и зависти, которые оказывают решающее влияние на формирование его личности. Вместо того чтобы развиваться и заслуживать уважение, он предпочитает унижать, поносить и разрушать других. Череда мелких и крупных моральных падений приводят героя к необратимому финалу.
Разрушение храма становится трагическим и закономерным. Этот акт — последняя попытка героя освободиться от разрушительного влияния абсолютной красоты, восстановить контроль над собственной жизнью и вырваться из замкнутого круга эгоцентризма и саморазрушения. «Если не я, то он!»
«Золотой храм» — роман, который раскрывает свою глубину постепенно, требуя вдумчивого прочтения и размышлений. Определенно заслуживает того, чтобы к нему возвращаться снова и снова, открывая для себя новые слои смыслов и идей.
5/5
18578