Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Those Who Leave and Those Who Stay

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Аноним8 марта 2025 г.

    Меня реально укачало от монотонного описания событий, автор продолжает рассказывать, а не показывать. В 3-й части много политической и общественной жизни, что могло быть интересно, но темы поданы или как бездумная перепечатка научных статей, или обобщёнными рассуждениями, или обсуждениям на школьном уровне. Вот фашисты, вот коммунисты – а что, почему, зачем? Вот женщины, вот пролетарии – а что, почему, зачем? Попытка Ферранте сделать фоном для любовного романа бурную историю страны кон.1960-х – 1-й пол.1970-х, по-моему, не удалась и атмосферы не прибавила – Италия как была стерильной поверхностью, так и осталась. В каком городе живёт Элена, в Милане, Генуе? Не, вроде, во Флоренции. К чёрту подробности!
    Я писала, что Лила не имеет собственных интересов, так у Элены их тоже нет. Какой толк от образования, чтения, общения с разными людьми, если на выходе – пустая голова, заученные фразы, неумение сделать выводы? Лену уехала из родного квартала, будто отгороженного стеной от остального мира, но всё равно в вакууме. Закомплексованность, зависимость от чужого мнения, вечное нытьё, тугодумие, наступление на грабли – сколько можно, Элена?! Понимаю, что её быт заел, так иди работать. Но Пьетро прав:


    «“– Когда человек чем-то увлечён, ничто не может помешать ему довести дело до конца.” Я обиделась. “Мой муж считает, – с натянутой улыбкой процедила я, – что ничто не интересует меня по-настоящему.”»

    То, что Франко и Аделе сказали о романах Элены Греко подходит к романам Элены Ферранте (автор прикалывается?):


    «В ней нет ничего особенного, Элена. За любовными интрижками героев и их стремлением подняться по социальной лестнице ты прячешь то, о чём действительно стоило бы рассказать.»
    «Главная героиня не вызывает никакой симпатии, остальные персонажи – ходульные типажи. Сюжетные ходы и диалоги надуманные. Стиль претендует на новизну, но это не стиль, а полное его отсутствие.»

    В этой части на арену вышел герой-любовник Нино и показал себя во всей красе. Он – мужская версия Лилы, такой же злой, ядовитый эгоист и хамло, вроде умный, а на деле ноль без палки. Неудивительно, что одуревшая Элена побежала к нему, словно девочка-подросток. В конце книги истеричками и идиотами выставили себя все участники любовного треугольника.
    Лила, в которую влюблены все (ага) мужики квартала, в глазах Элены всё такой же образец для подражания и недостижимый идеал. А между тем Рафаэлла горбатится на заводе, ввязывается в борьбу рабочих, которая ей нафиг не сдалась, но с помощью Лену устраивается, вместе с начинающим программистом Энцо, на хорошую работу. А далее выкидывает очередное коленце. Злобности, эгоцентризма, истерии в ней не поубавилось, так что Пьетро вновь верно сказал:


    «Свой ум она использует не во благо, а во зло; у неё злобная душа, способная сеять только раздор и ненависть к жизни, а потому её очарование отталкивает: оно порабощает и служит разрушению.»

    Успех или взлёт одной означает неудачу или падение другой – так по кругу; тётенькам по 30 лет, а они всё в догонялки играют. Что их точно объединяет – эмоциональная неустойчивость и неприспособленность к жизни. Вообще вся «квартальная» компания живёт в каком-то сюрреализме, у них каша в голове, не знают элементарных вещей, но знают слово гей ((. По Неаполю не холера прошла, а эпидемия сумасшествия.

    10
    178