Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки

Йохан Хёйзинга

  • Аватар пользователя
    Аноним8 мая 2015 г.

    ЭРАЗМ.


    Вглядываясь в личность и жизнь Эразма, мы невольно задаемся вопросом: почему в людской памяти он остался таким великим? Ведь стремления его, на первый взгляд, закончились неудачей... что касается подавляющей части его сочинений, он принадлежит к тем великим, которых никто уже не читает. Он остался лишь именем. Но отчего же имя это все еще сияет так ярко? Что делает его личность столь явственно обозначенной и столь близкой? Почему он все еще взирает на нас, словно знает больше того, что когда-то хотел сказать?
    ...
    Иногда Эразм кажется человеком, недостаточно сильным для своего времени. Этому крепкому XVI веку нужны могучая, как дуб, сила Лютера, железная резкость Кальвина, горячность Лойолы, а не бархатная мягкость Эразма. Нужны их сила, их пыл, но также их глубина, их беспощадное, ни перед чем не отступающее упорство, прямота и честность.
    Они не могут выносить той улыбки, которой лучились черты Эразма...
    ...
    Не будем слишком поспешно воображать, что нам гораздо ближе Лютер или Лойола, из-за того что именно эти персонажи нас более привлекают. Наш интерес вызывает пылкая набожность, мы изумляемся крайностям, но это происходит, в частности, потому, что наша несобранная эпоха нуждается в сильных стимулах. Чтобы дать правильную оценку Эразму, нужно сперва перестать изумляться экстравагантному, а это по нынешним временам многим стоит определенных усилий...
    ... Ничего не желал он так сильно, как покоя и независимости, и никто не был беспокойнее и зависимее, чем он. Его можно определить как человека, который, не обладая крепким здоровьем, бесстрашно устремляется навстречу буре...

    Именно своей не-экстравагантностью, не-одержимостью какой-то идеей (он, скорее, был одержим мышлением, т.е. процессом) меня Эразм когда-то и увлёк. В мире слишком много крика и биения себя пяткой в грудь, а молчаливого общения и улыбок мало, - и если их как-то не хватает, то проходить мимо Эразма ни в коем случае нельзя, этот во многом неприятный, слабый и неприкаянный человек - один из лучших собеседников.

    В книге Хёйзинги он очень живой, свой и понятный - и это первая такая книга про Эразма, которая мне попалась (хотя, говорят, у Цвейга про него тоже отличная), всё больше ненужные мудрствования о каких-то частностях (чего Эразм был противником).

    Избранные письма. Рисунки.

    Если бы Хёйзинга написал только свои письма - этого одного было бы достаточно, чтобы подружиться с ним навсегда. Если бы он написал письма, а потом писал только инструкции по сбору табуреток - я бы постарался найти их и прочитать, потому что совершенно удивительный и прекрасный был человек. И рисовал замечательно.

    --

    "Культуру Нидерландов в XVII веке" пока не стал, надо получить о ней более серьёзное представление, чем сейчас есть, а то выйдет как у тех, кто читает биографии поэтов, но не читает стихов. Не наш метод.

    5
    233