Рецензия на книгу
Метро 2033 (аудиокнига MP3)
Дмитрий Глуховский
Deathblow8 мая 2015 г.В первую очередь абсолютно понятно, что книга написана как альтернатива компьютерным играм на бумаге. Это, конечно, не ЛитРПГ, но мы видим множество элементов ролевых игр, шутеров и квестов. Сюжет линеен, а путешествие к цели делится на отрезки-уровни. Жаль, что нет боссов. Само метро поделено на сектора, каждый со своей фракцией и со своей философией, активно внедряемой в сознание читателя. Описание мира, его история даются из диалогов персонажей. Персонажи появляются ниоткуда и исчезают в никуда. К тому же мы постоянно видим флеш-бэки в виде воспоминаний главного героя. В общем, аудитория книги ясна.
Упрощая диалог с читателем, автор говорит с ним со страниц книги открытым текстом. Глуховский вложил в книгу много интересных мыслей, но все они выстреливаются прямой автоматной очередью в читателя. Вот, например, персонаж, с которым мы проведем всего страниц 20, но он обязательно успеет выложить Артему всю свою философию, расскажет, как правильно поступать, что делать нельзя, и почему мир стал таким паршивым местом. Как-то это некультурно. Вроде бы мы взрослые люди, можем и сами догадаться.
Схожесть с игрой заставляет автора отбросить даже мысль о том, чтобы сделать своих персонажей объёмнее и живее. Вместо этого ему нужно больше экшена, больше уровней, больше фракций. Казалось бы, автору можно было проработать персонажей, но объем книги и без того не мал, да и в других книгах серии еще можно будет отыграться. В общем, достаточно плоско. К тому же персонажам периодически хочется крикнуть: «Мил человек, спятил??», потому что неприспособленные они какие-то, будто в метро их вчера окунули, а не 20 лет назад. Вместе с персонажами как-то провис и сюжет, но его ставят на костыли и он более-менее хромает до самого конца.
Сам главный герой Артем тоже не вызвал ни восхищения, ни презрения. Так, что-то среднее. Вспоминая прочитанное, скорее всего вы будете представлять себе детали мира Метро, происшествия, концовку, но не самого протагониста.
Отдельное разочарование кроется в языке автора. Не Тургенев.
А теперь, что же понравилось в книге. Оригинальный, достаточно продуманный мир. Пусть есть в описании несостыковки, абсурдности, но это позволительно. За оригинальную идею мы зачастую такие натяжки прощаем, простим автору и непонятно как функционирующий замкнутый биоценоз, и галопирующую мутацию. Простим домыслы о фильтрационных установках и нескончаемое количество боеприпасов в подземке. Но такого Метро еще не было. Не было живых группировок, пусть пафосных, карикатурных и однобоких, но ярких и запоминающихся. Не было ужаса туннелей. Прямо липкого, почти Хаббардовского ужаса. Не было такой печальной, серой Москвы с чудовищами, ведущими стайную охоту между заброшенными домами. Да и постоянный напор автора на то, что человек должен быть сильным, но справедливым, храбрым, но мыслящим, заслуживает уважения. Целевая аудитория книги должна получить послание, пусть даже таким путем. Полезны будут и размышления о жизни и смерти, равенстве и братстве.
Как не упомянуть о библиотекарях. Даже людям, не оценившим книгу, но любящим читать, могут понравиться эти самые не выносящие шума библиотекари.
Отдельным пунктом стоит концовка книги. Хороша. Небанальна. Неожиданна. Она оставляет особое впечатление опустошенности и легкого презрения к самому себе.
В общем, книга стоит того, чтобы быть прочитанной, если на повестке дня у вас легкое чтение или боевичок. Я поставил 4 звезды из 5, но лишь потому, что не ждал многого от современного российского автора, а удовольствие на самом-то деле получил.
643