Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Метро 2033 (аудиокнига MP3)

Дмитрий Глуховский

  • Аватар пользователя
    Deathblow8 мая 2015 г.

    В первую очередь абсолютно понятно, что книга написана как альтернатива компьютерным играм на бумаге. Это, конечно, не ЛитРПГ, но мы видим множество элементов ролевых игр, шутеров и квестов. Сюжет линеен, а путешествие к цели делится на отрезки-уровни. Жаль, что нет боссов. Само метро поделено на сектора, каждый со своей фракцией и со своей философией, активно внедряемой в сознание читателя. Описание мира, его история даются из диалогов персонажей. Персонажи появляются ниоткуда и исчезают в никуда. К тому же мы постоянно видим флеш-бэки в виде воспоминаний главного героя. В общем, аудитория книги ясна.

    Упрощая диалог с читателем, автор говорит с ним со страниц книги открытым текстом. Глуховский вложил в книгу много интересных мыслей, но все они выстреливаются прямой автоматной очередью в читателя. Вот, например, персонаж, с которым мы проведем всего страниц 20, но он обязательно успеет выложить Артему всю свою философию, расскажет, как правильно поступать, что делать нельзя, и почему мир стал таким паршивым местом. Как-то это некультурно. Вроде бы мы взрослые люди, можем и сами догадаться.

    Схожесть с игрой заставляет автора отбросить даже мысль о том, чтобы сделать своих персонажей объёмнее и живее. Вместо этого ему нужно больше экшена, больше уровней, больше фракций. Казалось бы, автору можно было проработать персонажей, но объем книги и без того не мал, да и в других книгах серии еще можно будет отыграться. В общем, достаточно плоско. К тому же персонажам периодически хочется крикнуть: «Мил человек, спятил??», потому что неприспособленные они какие-то, будто в метро их вчера окунули, а не 20 лет назад. Вместе с персонажами как-то провис и сюжет, но его ставят на костыли и он более-менее хромает до самого конца.

    Сам главный герой Артем тоже не вызвал ни восхищения, ни презрения. Так, что-то среднее. Вспоминая прочитанное, скорее всего вы будете представлять себе детали мира Метро, происшествия, концовку, но не самого протагониста.

    Отдельное разочарование кроется в языке автора. Не Тургенев.

    А теперь, что же понравилось в книге. Оригинальный, достаточно продуманный мир. Пусть есть в описании несостыковки, абсурдности, но это позволительно. За оригинальную идею мы зачастую такие натяжки прощаем, простим автору и непонятно как функционирующий замкнутый биоценоз, и галопирующую мутацию. Простим домыслы о фильтрационных установках и нескончаемое количество боеприпасов в подземке. Но такого Метро еще не было. Не было живых группировок, пусть пафосных, карикатурных и однобоких, но ярких и запоминающихся. Не было ужаса туннелей. Прямо липкого, почти Хаббардовского ужаса. Не было такой печальной, серой Москвы с чудовищами, ведущими стайную охоту между заброшенными домами. Да и постоянный напор автора на то, что человек должен быть сильным, но справедливым, храбрым, но мыслящим, заслуживает уважения. Целевая аудитория книги должна получить послание, пусть даже таким путем. Полезны будут и размышления о жизни и смерти, равенстве и братстве.

    Как не упомянуть о библиотекарях. Даже людям, не оценившим книгу, но любящим читать, могут понравиться эти самые не выносящие шума библиотекари.

    Отдельным пунктом стоит концовка книги. Хороша. Небанальна. Неожиданна. Она оставляет особое впечатление опустошенности и легкого презрения к самому себе.

    В общем, книга стоит того, чтобы быть прочитанной, если на повестке дня у вас легкое чтение или боевичок. Я поставил 4 звезды из 5, но лишь потому, что не ждал многого от современного российского автора, а удовольствие на самом-то деле получил.

    Рецензия на youtube

    6
    43