Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Jo confesso

Jaume Cabré

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2025 г.

    Потрясающая книга, глубокая по содержанию и непростая по форме, очень эмоциональная, наполненная "музыкой, Музой и му́кой".

    Несколько лет я подбиралась к ней, а тут всё сложилось - и новогодние праздники (=время), и замечательная компания. Читала бумажную книгу, вела бумажные заметки (сохраню, буду сравнивать впечатления при перечитывании), собрала целый плейлист классической музыки. Несмотря на фишки, о которых упоминают все, - постоянная смена героев и эпох (иногда даже в пределах одного абзаца) и рассказчик, пишущий о себе то в 1-м, то в 3-м лице, -  я легко погружалась в текст, потому что он ещё и очень увлекательный.

    Это по-настоящему большой роман с огромным количеством персонажей, в конце есть полный их перечень. Приходилось к нему обращаться, когда нелинейность происходящего усложняла восприятие. Часть героев действительно участвует в жизни рассказчика, другая существует в его воображении, но не менее реальна для читателя.

    Повествование могло бы рассыпаться, но объединяет всё фигура Адриа Ардевола. Это неординарная личность, учёный, мыслитель, владеющий многими языками, человек, который страстно любит, но имеет и ещё одну одержимость, полученную как бы в наследство. Разрешить узел противоречий оказывается очень сложно. Не будучи формально религиозным человеком, он приходит к необходимости исповеди и пишет необычный роман, в котором этот жанр трактуется довольно широко.

    Для того, чтобы понять, в чем исповедуется Адриа, нужно узнать историю всей жизни не только его самого, но и его отца, возлюбленной Сары, талантливой художницы, а главное, - историю скрипки работы мастера Сториони.

    Роль музыкального инструмента здесь не менее важная, чем у главного героя. Скрипка по имени Виал изначально приносит несчастье своим хозяевам. Она становится двигателем сюжета и камнем преткновения между героями. Скрипка буквально демонизируется, чему я внутренне очень сопротивлялась. Но, к сожалению, любовь к музыке не всегда показатель нравственности человека. Кроме того, многие хозяева инструмента руководствовались совершенно другими мотивами и воспринимали её только как материальную ценность.

    Бесконечность зла - одна из главных тем романа. Оно творится во все времена, меняя личины и имена. Здесь и зверства инквизиции, и трагедия Холокоста, и избиение камнями мусульманской женщины, и убийства вокруг скрипки. И Адриа чувствует свою ответственность за происходящее. Всё связано со всем, "всё на свете имеет ко мне отношение". А мне, как читателю, хотелось понять, в чём он действительно виноват, и снять с него хотя бы часть той вины, которую он на себя взял.

    Ещё одна из сильных сторон романа - его музыкальная составляющая. Интересно, занимался ли сам Кабре музыкой. Мне кажется, что да, или по крайней мере у него был очень хороший консультант. В любом случае проникновение в детали и дух музыкальных произведений впечатляет, а выбор их не случаен.

    Написала уже много, а будто бы ничего не сказала. Читайте обязательно, если ещё не успели!



    11
    848